Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Поскольку во многих сельских школах обеспеченность учителями с высшим образованием была далеко недостаточной, педучилище стремилось, по возможности, обеспечить городские и сельские школы кадрами. В деревнях было немало двухкомплектных и однокомплектных школ, поэтому в училище готовили выпускников для работы в подобных условиях. Студенты проходили практику, осваивая специфику занятий одновременно с двумя и более классами. Неизмерима заслуга базовой школы в качественной подготовке будущих учителей. Сплоченным, опорным, трудолюбивым коллективом руководила с 1953 года В. М. Муханова (на снимке), заслуженная учительница школ РСФСР. Грамотный эрудированный мастер-педагог умело направляла работу базовой школы. Она учила учителей, делилась опытом, поддерживала дисциплину и порядок в школе, планировала учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованием времени. Вера Михайловна любила свой труд и детей и эту любовь передавала учителям и практикантам. Выпускники 50-х годов в своих воспоминаниях с восхищением и благодарностью пишут о впечатлениях от педагогической практики, проведенной в классах учителей К.А. Дьяковой, Л.А. Андроновой, Д,В. Митрошиной, Н. В. Варламовой, Т.М. Дружининой. Они пишут о том, как терпеливо, умело, тактично помогали учителя базовой школы в выборе и освоении методов и приемов обучения детей, в проведении первых уроков, оставшихся в памяти на всю жизнь.
В послевоенное десятилетие и позднее до 1958 года, практика пробных уроков была более сокращенной. Но и в эти годы результаты работы студентов оценивались высоко, в основном баллами «4» и «5», что свидетельствовало о хорошей подготовленности будущих специалистов.
Участие в учебных кружках и художественной самодеятельности разносторонне развивало студентов. А какие прекрасные ставились концерты для вечеров не только в своем клубе, но и в подшефных школах, перед избирателями! Традиция военных лет, когда участники художественной самодеятельности под руководством П.И. Осокина выступали перед ранеными бойцами в госпиталях, была продолжена. Большим сводным хором, который называли «факультативным», руководил по-прежнему Павел Иванович, а в 50-е годы - Еловских Злата Валентиновна, приехавшая работать к нам в 1951 году. Молодая, энергичная, музыкально одаренная, она быстро завоевала авторитет в коллективе училища. Любовь студентов к музыке и пению, привитая Осокиным, нашла свое продолжение в деятельности З.В. Еловских, а также в работе преподавателей: Марьина Ильи Павловича, учившего игре на скрипке, Лобовой Нины Денисовны, Зеленцовой Лидии Ивановны, Зеленцова Леонида Сергеевича, обучавших студентов игре на домре, создавших замечательный струнный оркестр, который в 50-е годы неоднократно получал награды на областных смотрах художественной самодеятельности. Благодаря таким педагогам студенты получали и получают по сей день серьезную музыкальную подготовку. Многие выпускники 40-х и 50-х годов в своих воспоминаниях пишут о том, как они, пользуясь музыкальными инструментами (в основном домрой), проводили уроки пения в сельских школах, руководили струнными и шумовыми оркестрами.
Культ музыки, возникший в педучилище в конце 40-х и начале 50-х годов, выразился еще и в том, что утром, перед занятиями, ежедневно проводилась музыкальная зарядка. Все студенты выстраивались в коридоре здания на втором этаже. Руководили музыкальной зарядкой преподаватели, а позднее - и более способные студенты. Слева от дирижера, стоявшего на небольшом возвышении, стояли первые голоса (сопрано, теноры), а справа - вторые (альты, басы). Дирижер, пользуясь камертоном, задавал ноту «ля», и начиналась распевка исполнением гаммы, народными попевочками, а завершалась пятнадцатиминутная зарядка пением какой-либо народной песни, например, «Во субботу, день ненастный...» После такой музыкальной зарядки все расходились по классам, на занятия.
С 1953 года утренняя музыкальная зарядка была заменена физкультурной. Проводилась она на свежем воздухе, на своем спортивном стадионе, построенном студентами напротив основного учебного корпуса. Позднее территория этого стадиона отошла вновь построенной школе №1, где для детей оборудовали спортивную площадку. Организацией спортивной работы в училище руководила Милитина Васильевна Бурмакина (на снимке). Всегда подтянутая, увлеченная, но строгая и требовательная, она была инициатором введения новых традиций. Ежегодно в конце учебного года проводится большой спортивный праздник на городском стадионе. Жители Красноуфимска тогда еще не были избалованы телевизионными передачами и с большой охотой посещали стадион. На футбольном поле разыгрывалось красивое представление. Все начиналось с парада, в котором принимали участие все группы в полном составе, одетые в одинаковую спортивную форму. Затем студенты показывали синхронные движения с флажками, булавами, шарфами, обручами, венками, строили спортивные «пирамиды». Красивое зрелище! А сколько труда и упорных тренировок вкладывалось при подготовке к этому празднику! На уроках, на занятиях спортивных секций разучивались вольные упражнения. Милитина Васильевна добивалась красоты движений и синхронности сначала с классом, потом проводились репетиции на своем стадионе со всеми студентами. Незаменимым помощником в ее большой работе становится Федотов Павел Николаевич, выпускник 1939 года, вернувшийся с фронта, получивший высшее образование и пришедший работать в свое родное училище. Заканчивался спортивный праздник соревнованиями в беге, прыжках и эстафетой с препятствиями.
Об этих и других традициях писал уже на страницах газеты «Вперед» более подробно в 1991 году Леонид Сергеевич Зеленцов.
История становления, развития и совершенствования профессионального образования в России имеет глубокие корни. Более 300 лет назад профессиональное образование в России было положено на государственную основу, причем раньше, чем в Европе. Мудрость Петра I проявилась в осознании необходимости подготовки молодых специалистов для развивающегося государства. Он лично сам составлял первые учебные планы и программы занятий, подбирал преподавателей для артиллерийской и математико-навигацкой школ, с обязательным включением в программы обучения арифметики, словесности, геометрии, географии, астрономии. Обучение в то время носило практический характер. К примеру, будущих навигаторов учили не только механике, но и токарному и плотницкому ремеслам.
Благодаря указам императора Петра, стараниями предпринимателей Демидовых, управляющему горными заводами В.Н. Татищеву на Урале появились первые заводские школы. Именно В.Н. Татищев обосновывает важнейшие направления профессионального образования для школ горнозаводской промышленности, создает для них первые уставы.
В послереволюционный период Наркомпроссом была принята " Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР". Недостатком этого периода подготовки рабочих кадров было то, что учебные заведения не имели связи с производством и развитием индустриализации. В 30-е годы они были переданы в ведение промышленности и реорганизованы в школы ФЗУ и частично в техникумы. От школы ФЗУ - до техникума.
Для вновь открывшейся железной дороги Москва - Екатеринбург в паровозное депо и другие предприятия на станции Красноуфимск потребовались квалифицированные рабочие. В связи с этим отделом просвещения Московско-Казанской железной дороги на базе паровозного депо Красноуфимск 5 декабря 1925 года создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), ныне Красноуфимский филиал Уральского железнодорожного техникума, с первым набором учеников в количестве 50 человек по профессии "Слесарь по ремонту паровозов". В 1932 году построено новое типовое здание на улице Первой Деповской с учебными аудиториями, мастерскими, кузницей, столовой и хозяйственными постройками. С этого времени здесь готовятся рабочие практически всех профессий, необходимых для организации движения поездов и их ремонта.
В этот период уделяется большое внимание новому содержанию, формам и методам теоретического и практического обучения. Особое внимание уделялось общественно-практической работе, ученическому самоуправлению, физической и военной подготовке.
Из стен Красноуфимской школы ФЗУ 20-30-х годов выпустились сотни рабочих, которые через несколько лет встали на защиту Отечества и самоотверженно трудились в тылу. Среди них почетные граждане города: А.Е. Закорюкин - мастер локомотивного депо; Н.Ф. Кретов - председатель Красноуфимского горсовета; В.Ф. Тулин - поэт, журналист; С.А. Никифоров - мастер по дизельным установкам в дистанции электроснабжения; Н.Ф. Сухобский - Герой Советского Союза; Н.Д. Моржерин - полковой комиссар авиационной дивизии, и многие другие.
Подробнее: Из истории профессионального образования в России