Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Сто лет назад - в 1906 году - в Красноуфимском промышленном училище произошло невероятное: не оказалось выпускников. Объяснялось это просто: ВСЕ учащиеся выпускного класса подверглись репрессиям властей за революционную деятельность.
Историю первой русской революции принято делить на два больших периода: подъема (1905 г.) и отступления (1906-1907 годы). События 9 января 1905 года, когда царские войска в Петербурге расстреляли мирное шествие горожан, всколыхнули не только всю Россию, резонанс прошел и по миру. Народ назвал этот день «кровавым воскресеньем».
В Красноуфимском уезде тоже все бурлило: проходили собрания и митинги, учащиеся местного промышленного училища даже вышли на демонстрацию, происходили протестные выступления крестьян во многих волостях уезда. Волнения в волостях были направлены против помещичьего землевладения и выражались они в самовольном использовании лесов и лугов, в неподчинении местным властям.
Но прошел кульминационный момент общего возбуждения, и волна недовольства постепенно спадает. Хотя надо сказать, что революционное брожение в уезде длилось довольно долго - с ноября 1905 по август 1906 года. За этот период массовые организации рабочих и крестьян подверглись полному или частичному разгрому. Арестовываются и приговариваются к многолетним годам каторги, в лучшем случае к высылке за пределы Пермской губернии и участники выступлений в Красноуфимском промучилище. Вот и получилось, что в 1906 году совсем не было выпуска, так как студенты за революционную деятельность и участие в забастовках в лучшем случае были отчислены, в худшем - отправлены в ссылку или заточены в тюрьму.
Тюрьмы и арестантские дома были переполнены. Назовем для примера несколько цифр о размахе репрессий, обрушившихся на взбунтовавшийся народ в нашем крае.
В 1907 году содержалось арестованных в арестантских домах Красноуфимского уезда: Красноуфимск - 383 человека (3812 дней), Суксун - 157, Арти - 230 (1207 дней), Бисерть - 72 (1244 дня), Нязепетровск - 56 (1256 дней), Богородск - 119 (1812 дней), Михайловский - 131 человек.
Кроме того, уволены со службы по распоряжению пермского губернатора: в 1908 году четверо писарей Красноуфимского уезда, в 1912 году - учитель Крестовоздвиженского (Новосельского) училища Александр Иванович Павлов. Были и другие факты репрессий, в результате властям удалось разгромить оппозиционные группы, организации, и революционное движение резко спало, уцелевшие руководители ушли в подполье, чтобы осмыслить уроки борьбы и наметить иную тактику, которая приведет к успеху через 10 лет...
Виктор КОРСКАНОВ, краевед, д. Катаева
//Знак вопроса.-2006.-№ 7.-С.8
Солнечным и теплым осенним днем прошлого года я с группой башкирских краеведов побывал в старинном селе Нижнеиргинском. Обсудив интересующие их темы, гости из Башкирии приняли предложение местного краеведа Татьяны Савельевны Смирновой посетить школьный музей, который она готовила к официальному открытию.
Среди экспонатов заметное место занимали самовары. На одном, похоже, самом древнем, из них красовались несколько медалей с различных выставок.
- Да, - с гордостью пояснила краевед-экскурсовод. - Наши иргинские самовары, брали медали на выставках в России, возможно, и за рубежом, но пока не имеем документальных подтверждений. Надеемся со временем найти. Вот нашла же я документ, свидетельствующий, что в нашем селе Нижнергинском еще в начале XVIII века делали самовары. Так что претендуем на звание родины этого чуда.
Я это знал. А вот башкирские гости выслушали новость и с изумлением, и с некоторым сомнением. Мол, а как же знаменитая поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят», и сложившееся мнение, что именно Тула является родиной самовара?
В ответ Татьяна Савельевна поведала такую историю. Она отыскала научную статью сотрудника Института истории и археологии УрОРАН Николая Корепанова. В ней приводится выдержка из документа, обнаруженного в государственном архиве Свердловской области. В 1740 году екатеринбургские таможенники, описывая товар одного из купцов, задержанного на одной из дорог, ведущих в обход таможенного поста, сделали в книге регистрации следующую запись: «Самовары нижнеиргинские, приборы медны, луженые, весом 16 фунтов, заводские». То есть прямо указано и место происхождения этих «приборов», и условия производства - заводские. Да и вес, по нынешнему чуть больше шести с половиной килограммов, солидный, изготовить такую штуковину в домашней мастерской вряд ли кто возьмется. Ситуация становится понятной, когда из архивных источников узнаём, что еще в 1729 году предприниматель Осокин основал на реке Иргине медеплавильный завод, выпускавший медную посуду качеством и видом даже лучше той, что делалась на демидовских заводах Каменного Пояса, как тогда называли Урал. Журналистка Светлана Добрынина, обнародовавшая факт производства самоваров в селе Нижнеиргинском, высказала предположение, что их везли в дар чиновникам Екатеринбурга, по тем временам это была большая ценность. Потому и предпочли купцы объездную дорогу, чтобы не «светиться» перед властью. Да вот попались - не повезло им. Зато повезло краеведам: благодаря описи таможенников засвидетельствован сам факт наличия самоваров почти 280 лет назад. Но, вероятно, их производство было налажено еще раньше. Когда и кем конкретно, возможно, стоит поискать.
Подробнее: Иргинцы делали самовары раньше туляков или Не пора ли исправить историческую ошибку?