В 90-х годах 19 века в Московском и Петербургском комитетах грамотности, в журналах и газетах, а затем и в губернских и уездных земских собраниях широко обсуждался вопрос о введении всеобщего начального обучения для детей 8-12 лет. На основании сведений, собранных со всей России, говорилось, что «в народе возбуждено сильное стремление к образованию. Государь Император изволил признать вопрос о народном образовании – вопросом чрезвычайной важности». В докладе директора народных училищ Пермской губернии от 1 мая 1895 г. говорится: «Уездные земства Пермской губернии идут впереди других земств в деле народного образования и заслуженно пользуются репутацией передовых, затрачивая надело народного образования 19% своего бюджета, тогда как средняя цифра по другим губерниям 15%».
Директор предложил Красноуфимской земской управе взять на себя труд совместно с уездным училищным советом разработать вопрос о всеобщем начальном обучении в уезде и представить свои соображения очередному земскому собранию.
26-е уездное земское собрание, рассмотрев доклад земской управы о всеобщем обучении, поручило ей выработать при содействии инспектора народных училищ Красноуфимского уезда подробный план. Кроме того, Пермское губернское земское собрание, рассмотрев этот вопрос на 26-й очередной сессии, поручило губернской управе просить уездные управы заняться:
а) детальной разработкой вопроса о всеобщем начальном обучении по программе, выработанной губернской управой;
б) разработкой вопроса об изыскании из источников уездного земства средств к осуществлению идеи всеобщего начального обучения.
Независимо от этого губернское собрание постановило: ходатайствовать перед министром внутренних дел о разрешении губернскому земству отчислить из сумм губернского дорожного капитала 110 тысяч рублей для составления общего специального фонда для выдачи уездным земствам, волостным и сельским обществам беспроцентных ссуд и безвозвратных пособий на постройку школьных зданий и помещений для библиотек.
Губернская управа просила уездную предоставить предварительно следующие сведения:
- указать производимый ныне уездным земством расход на дело народного образования, определив его процентное отношение к общему уездному бюджету. Кроме того, собрать сведения о расходах на содержание школ епархиальным ведомством, сельскими обществами и частными лицами;
- определить общее число существующих в уезде школ (отдельно земских, церковно-приходских и других), обозначив в каждой категории школ число учащихся (мальчиков и девочек);
- отметить число учеников, приходящих из других селений, указав максимальное и минимальное расстояние от селения до школы;
- охарактеризовать существующие школьные помещения, показав их размеры, а также максимальное число учащихся, которое они могут вместить, отметив за последние 3-4 года случаи отказа в приеме детей из-за тесноты помещения;
- в особом списке селений показать число населения каждого пола отдельно и число детей школьного возраста (мальчиков и девочек);
- для наглядного обозрения существующих школ, отметить их на особой карте уезда, приняв для каждой категории школ особый знак.
После такого анализа губернская управа просит:
1) Определить число и тип школ, которые должны быть открыты, чтобы сделать всеобщее начальное обучение детей доступным.
2) Для наглядности проектируемые школы нанести особым знаком на карты.
3) Как существующие, так и проектируемые школы занести в особый список, с наименованием селений, которые должны войти в район каждой школы, с указанием числа детей в каждом из этих селений.
4) Составить «соображения» о расходах на первоначальное устройство и приспособление новых школ и о предстоящих ежегодных расходах на их содержание.
5) Ответить на вопрос об изыскании из источников уездного земства средств на осуществление всеобщего начального обучения, не ставя решение этого вопроса в зависимость от результата ходатайства губернского земства о создании вспомогательного фонда в 100 тысяч рублей.
Инспектор народных училищ Красноуфимского уезда взял на себя разработку всех этих вопросов, они были рассмотрены уездной управой совместно с уездным училищным советом в октябре 1896 г. В результате высказаны следующие соображения:
- полное осуществление проекта преобразования существующих и открытие новых училищ признано возможным в течение 10 лет при условии, что уездным земством ежегодно будет отпускаться дополнительная сумма 5000 руб. на открытие новых школ. Если же будут и другие средства (от казны, губернские, епархиальные, частные), то осуществить этот план можно в более короткий срок. Правительство планирует выделить 10,5 млн. руб. на выполнение этого плана по России.
К 1896 году в уезде существовало 147 народных училищ, для осуществлении проекта число их должно увеличиться до 231. Причём, «признано желательным открытие нормальных училищ с 3-4-летним сроком обучения в селениях и 5-6-летним в городах, заводских обществах и богатых сельских обществах». В случае осуществления этого плана возникал вопрос о кадрах. Введение всеобщего начального увеличит потребность в учителях с надлежащей подготовкой. Для частичного разрешения вопроса необходимо ходатайствовать об обращении 5-го класса Красно-уфимской прогимназии в педагогический с преподаванием педагогики и методики. Но было выдвинуто и другое ходатайство: о преобразовании Красно-уфимской прогимназии в 7-классную гимназию, так как найти преподавателей с высшим образованием для одного 5-го класса будет сложно.
Это ходатайство было поддержано попечителем Оренбургского учебного округа. Председатель попечительного совета прогимназии сообщил в Красноуфимскую уездную управу, что и «... попечитель Оренбургского учебного округа от 18 апреля с.г. (1897)... уведомил меня, что он разрешает Красноуфимскую женскую 5-классную прогимназию преобразовать с начала текущего учебного года в гимназию». А с 1900-1901 учебного года в гимназии открыли 8-й класс для желающих подготовиться к педагогической деятельности и приобрести звание учительниц.
В гимназию девочки поступали по результатам экзаменов, имея 3-4-классную подготовку. В 8-м классе они изучали психологию, педагогику, методику преподавания, давая при этом практические уроки в подготовительной школе при гимназии и в городском женском училище.
В некоторых центральных областях министерство просвещения экспериментально ввело всеобщее начальное обучение. Было обращено внимание на улучшение материального положения учителей: создание пенсионных касс для народных учителей всей России, повышение их правового положения. Воспитанники, окончившие курс в учительских семинариях министерства народного просвещения, получали свидетельства на звание учителя начального народного училища и на все время служения в этой должности освобождались от всех личных повинностей. А за успешное исполнение ими в течение 12 лет обязанностей учителя сельского народного училища удостаивались звания личного почетного гражданина по представлению министерства народного просвещения. В 1900 г. Государственный совет в департаменте промышленности, науки и торговли рассмотрел представление министра народного просвещения о распространении действия статьи 2406 устава учебных заведений на всех учителей начальных училищ, имеющих установленное свидетельство.
В 1903 году было принято постановление об увеличении жалованья учителей начальных училищ на 30 руб. за каждые последующие 5 лет работы в этом качестве. Красноуфимское уездное собрание решило довести минимальные оклады учителей и учительниц до 300 руб. Уравнены в правах на бесплатное обучение в учебных заведениях министерства народного просвещения дети учителей и учительниц (до этого таким правом пользовались только дети учителей). Рекомендовано замещать учителей, где возможно, учительницами, так как лучшими из народных училищ по уровню учебно-воспитательной работы являются женские училища.
Каждый год в уезде открывалось несколько новых училищ, и добавлялись классы- комплекты в существующих.
В 1900 г. в уезде было открыто 6 новых школ, из казны выделили деньги на преобразование семи одноклассных училищ (3-летний срок обучения) в двухклассные (пяти-шестилетний срок), а еще из казны отпущены постоянные дополнительные средства на содержание 5 новых двухклассных училищ. Красноуфимскому уезду выпала такая удача, потому что вырос поток детей в двухклассные училища не только в заводских, но и в земледельческих местностях. Все инспекторские проверки, проводимые в двухклассных училищах, дали хорошие оценки. Окончившие курс в двухклассных училищах быстро находили себе места, либо продолжали образование, например, в учительских семинариях и школах, в сельскохозяйственных или лесных школах. «Ни в одном из уездов целой России нет такого количества двухклассных училищ, как в Красноуфимском».
По планам Красноуфимского земства, утвержденным губернским, предполагалось в течение 10 лет открыть еще 47 школ для русского населения и 35 – для инородцев. В отчетном году было в уезде народных школ для русского населения: 89 – учебного ведомства и 56 – духовного (в среднем 1 школа на 1442 человека). Школ для черемис и вотяков – 18 (1 школа на 957 человек), для башкир и магометан – 9 (1 на 4109 человек), хотя есть еще 4 медресе и 45 мектебе.
В школах для инородцев было тоже много русских детей. Нормальной считалась именно постановка смешанного воспитания и обучения, что позволяло упражняться в разговорной речи, легче осваивать русский язык, обеспечивать нравственное сближение. В инородческих школах чаще всего уроки вел один учитель, а в русских были помощники. Нередко работали 3-4 преподавателя, так как количество учащихся доходило до 250. А в среднем на 10 двухклассных училищ приходилось 2035 учеников.
Число учеников увеличивалось не только за счет новых школ, но и в существующих школах оно росло уже от назревшей потребности народа в образовании. Но пока вопрос о введении всеобщего бесплатного начального образования оставался открытым в 1899-1900 годах из-за недорода хлеба, позднее из-за событий на Дальнем Востоке. Еще в 1899 году Красноуфимское земство приняло на свой счет содержание 11 миссионерских школ уезда, штаты которых были увеличены до размеров соответствующих земских училищ. В 1900 году закончили строительство здания для Соболевской школы, а и Красноуфимском промышленном училище открыта низшая ремесленная школа с двумя отделениями – по дереву и по металлу, при других народных училищах открыто 5 ткацких мастерских.
Были и частные школы. Кроме двух частных школ В. А. Поклевского-Козелл, владельца заводов в селах Саре и Тюш, и фабричной школы в Михайловском английских подданных братьев Ятесь, землевладелец И.Г. Жуковский уведомил управу, что в своем имении с 1 января 1897 года открыл низшую сельскохозяйственную школу 2-го разряда с пособием от министерства земледелия и государственных имуществ. Принимались в эту школу окончившие курс народной школы. Цель – дать знания, необходимые в крестьянском быту по сельскому хозяйству, помочь освоить «популярные промыслы и ремесла».
Наконец, в 1906 году был принят «Закон о введении всеобщего начального бесплатного обучения». 26 апреля принят новый «Устав о воинской повинности», который отменял льготу, дававшуюся ранее окончившим одноклассные и двухклассные училища. Осуществлялся повсеместно переход на 4-летнее обучение. Теперь все школы должны были работать по программам для начальных народных училищ, утвержденным министром народного просвещения 7 февраля 1897 года. Новая программа требовала более глубоких знаний по русской истории, географии, естествознанию, гигиене; беглого правильного и осмысленного чтения, правильной разговорной речи, умения передать прочитанное без помощи учителя; по возможности – грамотного письма, умения излагать свои мысли не только устно, но и правильно их записывать. Необходимо прививать детям потребность читать, кроме статей религиозно-нравственного содержания и относящихся к изящной словесности, деловые статьи по разным вопросам. Научить составлять планы прочитанного, письма по данным образцам, деловые прошения. В целом требовалось повышение образовательного уровня по всем предметам.
Красноуфимский уездный училищный совет 25 июля 1907 года, заслушав доклад инспектора по данному вопросу, признал его предложения по улучшению «дела народного образования заслуживающими скорейшего осуществления». Приняты решения:
1) начало учебных занятий в заводских селениях с 20 августа, в земледельческих – с 15 сентября;
2) установить 4-летний курс начальных училищ в уезде вместо 3-летнего с нового учебного года;
3) считать нормальной нагрузкой на одного преподавателя не более 40 учащихся;
4) установить, что каждый учитель ведет не более двух отделений;
5) жалованье младшим учителям и учительницам должно быть не менее 240 руб.;
6) желательно принимать на счет уездного земства «выслуженные учителями прибавки жалованья».
3 мая 1908 года правительство приняло закон об отпуске 6 миллионов 900 тысяч рублей на нужды начального образования в 1908-1909 учебном году. Объединенное заседание уездного училищного совета и управы 28 и 31 августа 1908 года, обсуждая это решение и принимая во внимание уведомление попечителя Оренбургского учебного округа о том, что «Пермская губерния поставлена министерством народного просвещения на первую очередь по введению всеобщего начального обучения», и циркулярное уведомление директора народных училищ Пермской губернии от 23 июля «О предполагаемом ныне же отпуске сумм на приступ к введению всеобщего обучения в губернии», постановило:
«Просить г-на Попечителя Оренбургского учебного округа через Председателя Управы В.В.Коновалова сообщить точные сведения о размерах казенного пособия, причитающегося в
текущем году на расходы по введению всеобщего обучения в Красноуфимс-ком уезде, о времени ожидаемой высылки этих денег в г. Красноуфимск и о результатах ходатайства 38-го земского собрания о принятии на средства казны открытия при многолюдных двухклассных училищах 15 новых должностей младших учителей, независимо от вопроса о всеобщем обучении». Кроме того, с 1 октября, ввиду открытия при всех училищах уезда четвертых отделений, необходимы средства на 55-60 новых учительских должностей.
Еще уездный училищный совет постановил: просить уездное земское собрание об учреждении особой должности техника по постройке и ремонту школьных зданий. В текущем году в уездную управу поступило много ходатайств от сельских обществ о постройке новых зданий для училищ. Для вновь открываемых училищ необходимо построить зданий в течение 35 лет: однокомплектных – 71, двухкомплектных – 77, трехкомплектных с отдельным флигелем для квартир учителей – 9, четырехкомплектных с отдельным флигелем для квартир учителей – 14.
Для существующих училищ предполагается построить новых зданий: однокомплектных – 24, двухкомплектных – 25, трехкомплектных с квартирами для учителей -10, четырехкомплектных – 26 (с 14-ю квартирами).
В то же время городская Дума постановила:
а) признать желательным построить в городе новые здания для женского двухклассного училища – каменное, стоимостью в 30000 руб., на 300 учащихся;
б) для приходского одноклассного – деревянное, стоимостью 10000 руб., на 150 учеников, по планам и сметам, составленным инженером губернского земства В.В.Бернацким. Под постройку приходского одноклассного училища отвести усадебное место на углу площади, находящейся по Малой Гостиной и Новой улицам, стоимостью 2000 руб. На покупку места для женского училища отпустить 2500 руб.
С назначением Красноуфимскому уездному земству казенного пособия для введения в уезде всеобщего обучения, земство приняло на себя обязательство открыть в течение 10 лет (к 1918 году) указанное школьной сетью и финансовым планом количество новых школ и добавить к существующим определенное число комплектов.
В 1910 году открыто 29 новых училищу 1911-21. На 1 января 1912 года в Красноуфимском уезде функционировало уже 179 начальных училищ, содержащихся полностью или частично земством. Количество учащихся выросло с 8000 до 13000 человек. По финансовому плану предполагалось открыть больше новых комплектов при старых училищах, но жизнь выдвигала необходимость открытия новых училищ там, где они не были запланированы школьной сетью. Земство уже на несколько лет опередило предположение школьной сети и финансового плана по открытию новых училищ, хотя это дороже, чем открытие дополнительных комплектов в старых училищах.
В течение 1910 и 1911 годов открыты в волостях: Бисертской – 3 училища, Кленовской – 4, Афанасьевской – 5, Поташинской -10, Новозлатоустовской – 6, Сажинской – 8, Артинской- 8, Михайловской – 8, Манчажской – 6, Азигу-ловской – 4, Криулинской – 4, Александровской- 5, Ачитской – 6, Иргинской – 2, в г. Красноуфимске – 3.
Дальнейшей необходимостью является радикальное улучшение снабжения мебелью (нет уже парт с 8-ю сидениями, которые были в течение 20-30 лет), так и учебников и учебных пособий. Вся мебель постепенно строится согласно современным требованиям гигиены. Оплата учительского жалованья идет полностью за счет казны, а земства могут больше средств тратить на оборудование, наглядность. Кроме того, «с помощью казенных пособий и ссуд с 1910 года строятся 10 новых кирпичных школьных зданий по проектам, утвержденным министерством народного просвещения», усиленно реконструируются старые здания.
Особую заботу уездный училищный совет проявлял о качестве знаний. В постановлении от 31 января 1911 года он просил председателей экзаменационных комиссий «... требовать от учителей выполнения всей программы начальной школы без пропусков и отступлений, большего, чем при 3-годичном курсе, умственного развития учащихся и умения их передавать содержание прочитанного, большей беглости и выразительности чтения; быстроты и отчетливости в производстве арифметических действий письменно и в уме, большей стилистической, орфографической и полиграфической правильности в исполнении письменных работ, более прочных и отчетливых сведений по отечественной истории, географии, естествознанию». Речь шла об углубленном, более отчетливом и сознательном усвоении учащимися программного материала.
К 1918 году в Красноуфимском уезде планировалось 231 училище. Но это количество было открыто уже к 1915 году. А еще в уезде было 50 конфессиональных школ (из них 33 мектебе и 17 медресе). В медресе г. Красноуфимска обучались дети мусульман как города, так и окрестных деревень Ачитской и Ювинской волостей, всего 128 человек.
Из 231 училища собственные помещения имели 105, причем 72 были специально выстроенные школьные помещения, 11 училищ размещались во временно бесплатно уступленных, остальные делили помещения с волостными управлениями или находились в наемных домах.
В 1915 году закончены постройки зданий для Александровского и 7-го Нязепетровского училищ, идет строительство для Иргинского двухклассного, Златоустовского, Артинского 2-го, Михайловского 3-го, Атигского, Н-Сергинского 3-го, Б-Окинского и Киселевского училищ. Все здания строятся земством из кирпича на средства из казны и ссуду.
В 1913 году открыто начальное училище на ферме промышленного училища (ныне Селекционная станция).
Маргарита Николаевна СОКОЛОВА отличник народного просвещения
краевед
// Красноуфимский край. – 2011. - №1. – С. 9-12