История народного образования в России уходит в глубокую древность. Судя по количеству найденных берестяных грамот, можно предположить, что грамотность в 11-м веке была распространена среди разных слоев населения Киевской Руси. При церквях и монастырях были школы грамоты, а при дворе князя и в Киево-Печерском монастыре – школы повышенного типа. После освобождения от татаро-монгольского ига и в связи с развитием книгопечатания в области образования начался подъем.
Иван Федоров (Москвитин) в 1564 г. в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустили первую русскую датированную печатную книгу «Апостол», в 1574 г. во Львове – первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола», в 1580-81гг. в Остроге – первую полную славянскую «Библию».
В 70-х годах 17 в. Симеон Полоцкий открыл школу повышенной степени для чиновников царской канцелярии. В 1687 г. по его инициативе основана славяно-греко-латинская академия, выпускники её становились священниками, государственными служащими, преподавателями. В 18-м веке Академия стала крупным центром российской науки и культуры.
Пытался поставить на ноги науку и культуру Петр I. В 1701 г. в немецкой слободе была открыта гимназия. Как отмечалось в Указе, в ней могли учиться все желающие. В том же году были основаны Навигацкая и Пушкарская школы, в 1707 г. при военном госпитале – Медицинская школа. С 1710 г. учебники стали печатать гражданским шрифтом, славянский использовался лишь в богослужебных книгах, введены арабские цифры. В 1712 г. открыт Инженерный корпус, в 1715 – Морская Академия. В 1724 г. в Петербурге учреждена
Академия наук с университетом и гимназией при ней. Дочери дворян могли получать образование в частных пансионах и институтах для благородных девиц. Открывались цифирные школы для всех сословий. Но после смерти Петра большого развития они не получили. Основная масса простого народа была неграмотна. На Урале при заводах существовали горнозаводские школы.
Велика роль М.В. Ломоносова в деле развития просвещения. По его инициативе в 1755 г. в Москве открыт Университет и при нем две гимназии: одна для дворян, другая – для разночинцев. Снова стали появляться школы для детей мещан, солдат, матросов, а также различные ремесленные школы.
Первым учреждением для управления образованием в России стала «Комиссия об учреждении народных училищ», созданная в 1782 г., а в 1802 г. ставшая частью министерства народного просвещения (МНП), образованного 8 сентября 1802 г. Манифестом императора Александра I. В это же время страну поделили на учебные округа, а при МНП создали «Главное управление училищ» В 1803 г. Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.
В 1804 г. изданы «Устав Университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Ими вводилась новая система народного образования, в основу которой легли три принципа: бесплатность, бессословность (кроме крепостных) и преемственность учебных заведений. Система включала: приходские, уездные училища, гимназии в губерниях и университеты.
Приходские училища были учреждены в 1803 г., заменив бывшие до этого малые народные училища. Предполагалось завести в каждом городе или большом селении одно училище на 1-2 прихода, где бы дети обучались чтению, письму (обязательно чистописание), арифметике и закону божию. Училища эти должны были содержаться за счет населения. В 1809 г. ввели изучение русского языка.
После восстания декабристов Устав 1804 г. изменили. Издали специальное «Положение о приходских училищах» от 8 декабря 1828 г. По этому документу училища разделили на «одноклассные» (с 3-летним сроком обучения и одним учителем) и «двухклассные» (5-6 лет обучения и 2 учителя). Приходские и уездные училища стали школами законченного типа с переводными и итоговыми экзаменами, установленными в 1837 году. В 1846 г. была введена 5-бальная система для оценки успехов, поведения и прилежания учащихся.
30 мая 1858 г. вышло «Положение о женских училищах ведомства МНП». Предполагалось тоже два типа училищ: 1 -го разряда – 6 лет обучения, 2-го разряда- 3 года обучения. Но еще в 1786 г. был принят Устав, открывавший девочкам доступ в малые и главные народные училища.
19 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». По нему цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» (ст. 1). Эта цель сохранялась неизменной в «Положении» от 30 мая 1872 г. и от 25 мая 1874 г. (Приложение 1).
К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств: городские и сельские, содержащиеся за счет казны, обществ и частных лиц (ст. 2). Школы были одноклассные с 3-летним сроком обучения (первое, второе и третье отделения) и двухклассные с 5-6-летним сроком обучения. При количестве учащихся в одноклассных училищах до 50 человек был один учитель, если детей было больше 50, назначался помощник. Соответственно в двухклассных училищах учителей было двое, иногда с помощниками (аналогом этих училищ в советское время были малокомплектные школы). В одноклассных начальных школах преподавались: закон божий, письмо, чтение «по книгам гражданской и церковной печати», четыре арифметических действия, трудовые навыки (сельскохозяйственные или домоводство), а, где возможно – церковное пение. В двухклассных училищах продолжалось изучение арифметики с элементами алгебры, русского языка с чистописанием, добавлялись предметы: геометрия, черчение, русская история, география, естествознание. Все преподавание велось на русском языке (ст. 4). Принимались в народные училища дети всех сословий и вероисповедания (ст. 6). Там, где не было возможности открыть начальные училища отдельно для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение, но девочки должны быть не старше 12 лет (ст. 7). Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным (ст. 8).
Вести преподавательскую деятельность могли духовные или светские лица, если они получали «дозволение инспектора сих училищ», и после года работы утверждались в должностях уездным училищным советом «по представлении удостоверения инспектора народных училищ в способности их к педагогической деятельности» (ст. 18).
Заведование начальными училищами (отдел II, приложение 1).
Для непосредственного заведования каждым училищем избирали особых попечителей и попечительниц, которые утверждались уездным училищным советом и отвечали за рациональное использование средств, предназначенных конкретному училищу (ст. 13 и 14). Заведование учебной частью вверялось директору начальных народных училищ губернии и инспекторам (ст. 20-23). Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения через Учебные Округа. Для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении Синода.
Маргарита Николаевна СОКОЛОВА отличник народного просвещения
краевед
// Красноуфимский край. – 2011. - №1. – С. 3-4