Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Редакция предлагает читателям статью ВАЛЕРИЯ ГАНЬКИНА об одном из создателей Московско-Казанской железной дороги НИКОЛАЕ фон МЕККЕ, кроме прочего, пригласившем архитектора Щусева, по проекту которо­го было построено здание Красноуфимского вокзала.

Автор несколько лет собирал материал, который пуб­ликуется впервые.

В период великих реформ 60-х годов XIX века Россия пере­жила несколько железнодо­рожных бумов, в результате ко­торых её территория покрылась за короткий срок обширной сетью железных дорог. Строительство шло за счет казны и на частные сред­ства. Но затем железнодорож­ное дело полностью переходит в руки небольшой группы ту­зов-миллионеров, олигархов того времени. Среди них осо­бо выделяется династия фон Мекков.

Фон Мекки были из лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце XVI века. Из­вестность этой семье принес Карл Федорович (Карл Оттон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876 гг.). Это был немногословный, загадочный чело­век, скромный инженер, сумев­ший стать железнодорожным королем. С.С. Витте так характеризовал эту личность: «... эти железнодорожные короли заняли такое солидное поло­жение в значительной степе­ни благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в зна­чительной степени пройдоше­ству». Фон Мекк, инженер пу­тей сообщения, был настоя­щий немец, он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно.

Из четырех сыновей Карла Федоровича наиболее талант­ливым был Николай (1863-1929 гг.). А семья была боль­шая: мать - Надежда Филаре­товна - родила 11 детей, выжило 9.

После внезапной смерти отца, имея юридическое обра­зование, Николай Карлович связывает свою судьбу с же­лезнодорожным делом. Чтобы восполнить недостаток инже­нерных знаний, начал он с азов - был кочегаром на паровозе, затем машинистом, после кон­дуктором службы движения, стрелочником, дежурным по станции, таксировщиком, ра­ботал в депо на путях. В 1891 году в 27 лет Н.К. фон Мекк был избран председателем правле­ния Московско-Казанской же­лезной дороги. Эта частная железная дорога связана и с нашим краем: она проложила стальную магистраль от Волги до Урала по кратчайшему пути от Казани до Екатеринбурга, и произошло это в 1914-1918 го­дах.

К этому времени в судьбе Ни­колая Карловича произошли перемены: он женился на Анне Львовне Давыдовой (родилась 09.12.1864 г.) из известной се­мьи декабристов, племяннице композитора П.И. Чайковского, с которым семью (мать) фон Мекков связывала многолет­няя заочная переписка.

С приходом Н.К. фон Мекка, молодого и энергичного специ­алиста, к руководству Москов­ско-Казанской железной доро­гой начинается реализация обширных планов её нового строительства. Николай Карло­вич весь свой ум, энергию, практический опыт вложил в любимое дело. За первые 9 лет его правления протяженность Московско-Казанской увеличи­лась в 9 раз. В 1903-1912 г.г. проложена была линия Люберцы-Муром-Арзамас, ставшая главным участком громадной будущей магистрали Казань-Екатеринбург.

Надо отметить, что до 1917 года в России было 34 желез­ные дороги, 13 из них частные. Среди частных железных дорог Московско-Казанская была самой процветающей. Расши­рению дела способствовали связи фон Мекка с членами царской фамилии и придвор­ными. Николай Карлович пользовался поддержкой и по­кровительством сестры импе­ратрицы, великой княгини Ели­заветы Федоровны, которая отзывалась о нем, как о «чест­нейшем слуге царю и Отече­ству». Она сблизила его с цар­ским двором и многими петер­бургскими советниками. Никто из владельцев других желез­ных дорог не пользовался та­ким расположением высшей власти, как он.

1913 год был юбилейным: об­ществу исполнилось полвека. В честь этого был построен Ка­занский вокзал в Москве, образцовый поселок в 32 верстах от Москвы, создана потреби­тельская кооперация для об­служивания служащих и рабо­чих линейных станций. Особо надо сказать об упомянутом образцовом поселке: участок для него площадью 677 деся­тин был приобретен за 1 млн. рублей; там были устроены бульвары, мостовые, канали­зация, курсировали трамваи, проведена электрическая сеть, водопровод. Проектировались больница, санаторий, церковь, библиотека и читальня, обще­жития для детей служащих. Для подготовки железнодорож­ных кадров были открыты тех­ническое училище, телеграф­ная школа.

В правилах Николая Карлови­ча фон Мекка было наряду с техническими сооружениями строить и социальную инфра­структуру. Старые люди гово­рили о жилых домах на Казан­ской линии – «фонмекковские». Это посёлки в Арске, Вятских Полянах, Агрызе, Красноуфимске, Ревде…

В годы первой мировой вой­ны АО МКЖД оказывало по­мощь в снабжении армии хле­бом, для этого были построе­ны дополнительные пакгаузы и амбары. Для привлечения ква­лифицированных кадров Н.К. фон Мекк шел на такие новше­ства: для индивидуального строительства всем желаю­щим служащим дороги выдава­лась ссуда в размере 3-годичного жалования сроком на 10 лет, разрешалась и бесплатная перевозка по железной доро­ге строительных материалов.

Семья фон Мекков была из­вестна своей благотворитель­ностью. Надежда Филаретовна оказывала поддержку Московской консерватории, русскому музыкальному обществу, но ее главная заслуга перед русской музыкой -  бескорыстная поддержка П.И. Чайковского, который посвятил своему лучшему другу 40-ю симфонию. Крупным коллекционером был внук Карла Федоровича - Владимир Владимирович фон Мекк: он был участником объединения "Мир искусства"; финансировал издание одного журнала, был другом и покровителем художника М.А. Врубеля. Младший из сыновей Карла Федоровича, Александр известен как основатель русского альпинизма. Он был православным библиофилом, ученым-архивистом,    путеше­ственником. В конце жизни он занял пост председателя Рус­ского общества, был его По­четным членом. Николай Карлович также уделял большое внимание благотворительнос­ти: он был членом общества распространителей полезных книг, гласным Подольского уез­да, вместе с братом Владими­ром сделал крупные пожертво­вания Московскому институту благородных девиц. Для курси­сток они учредили  три поощ­рительных денежных стипен­дии семейства фон Мекк.

Валерий ГАНЬКИН

// Знак вопроса. – 2005. - № 31. – С. 18