Редакция предлагает читателям статью ВАЛЕРИЯ ГАНЬКИНА об одном из создателей Московско-Казанской железной дороги НИКОЛАЕ фон МЕККЕ, кроме прочего, пригласившем архитектора Щусева, по проекту которого было построено здание Красноуфимского вокзала.
Автор несколько лет собирал материал, который публикуется впервые.
В период великих реформ 60-х годов XIX века Россия пережила несколько железнодорожных бумов, в результате которых её территория покрылась за короткий срок обширной сетью железных дорог. Строительство шло за счет казны и на частные средства. Но затем железнодорожное дело полностью переходит в руки небольшой группы тузов-миллионеров, олигархов того времени. Среди них особо выделяется династия фон Мекков.
Фон Мекки были из лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце XVI века. Известность этой семье принес Карл Федорович (Карл Оттон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876 гг.). Это был немногословный, загадочный человек, скромный инженер, сумевший стать железнодорожным королем. С.С. Витте так характеризовал эту личность: «... эти железнодорожные короли заняли такое солидное положение в значительной степени благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в значительной степени пройдошеству». Фон Мекк, инженер путей сообщения, был настоящий немец, он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно.
Из четырех сыновей Карла Федоровича наиболее талантливым был Николай (1863-1929 гг.). А семья была большая: мать - Надежда Филаретовна - родила 11 детей, выжило 9.
После внезапной смерти отца, имея юридическое образование, Николай Карлович связывает свою судьбу с железнодорожным делом. Чтобы восполнить недостаток инженерных знаний, начал он с азов - был кочегаром на паровозе, затем машинистом, после кондуктором службы движения, стрелочником, дежурным по станции, таксировщиком, работал в депо на путях. В 1891 году в 27 лет Н.К. фон Мекк был избран председателем правления Московско-Казанской железной дороги. Эта частная железная дорога связана и с нашим краем: она проложила стальную магистраль от Волги до Урала по кратчайшему пути от Казани до Екатеринбурга, и произошло это в 1914-1918 годах.
К этому времени в судьбе Николая Карловича произошли перемены: он женился на Анне Львовне Давыдовой (родилась 09.12.1864 г.) из известной семьи декабристов, племяннице композитора П.И. Чайковского, с которым семью (мать) фон Мекков связывала многолетняя заочная переписка.
С приходом Н.К. фон Мекка, молодого и энергичного специалиста, к руководству Московско-Казанской железной дорогой начинается реализация обширных планов её нового строительства. Николай Карлович весь свой ум, энергию, практический опыт вложил в любимое дело. За первые 9 лет его правления протяженность Московско-Казанской увеличилась в 9 раз. В 1903-1912 г.г. проложена была линия Люберцы-Муром-Арзамас, ставшая главным участком громадной будущей магистрали Казань-Екатеринбург.
Надо отметить, что до 1917 года в России было 34 железные дороги, 13 из них частные. Среди частных железных дорог Московско-Казанская была самой процветающей. Расширению дела способствовали связи фон Мекка с членами царской фамилии и придворными. Николай Карлович пользовался поддержкой и покровительством сестры императрицы, великой княгини Елизаветы Федоровны, которая отзывалась о нем, как о «честнейшем слуге царю и Отечеству». Она сблизила его с царским двором и многими петербургскими советниками. Никто из владельцев других железных дорог не пользовался таким расположением высшей власти, как он.
1913 год был юбилейным: обществу исполнилось полвека. В честь этого был построен Казанский вокзал в Москве, образцовый поселок в 32 верстах от Москвы, создана потребительская кооперация для обслуживания служащих и рабочих линейных станций. Особо надо сказать об упомянутом образцовом поселке: участок для него площадью 677 десятин был приобретен за 1 млн. рублей; там были устроены бульвары, мостовые, канализация, курсировали трамваи, проведена электрическая сеть, водопровод. Проектировались больница, санаторий, церковь, библиотека и читальня, общежития для детей служащих. Для подготовки железнодорожных кадров были открыты техническое училище, телеграфная школа.
В правилах Николая Карловича фон Мекка было наряду с техническими сооружениями строить и социальную инфраструктуру. Старые люди говорили о жилых домах на Казанской линии – «фонмекковские». Это посёлки в Арске, Вятских Полянах, Агрызе, Красноуфимске, Ревде…
В годы первой мировой войны АО МКЖД оказывало помощь в снабжении армии хлебом, для этого были построены дополнительные пакгаузы и амбары. Для привлечения квалифицированных кадров Н.К. фон Мекк шел на такие новшества: для индивидуального строительства всем желающим служащим дороги выдавалась ссуда в размере 3-годичного жалования сроком на 10 лет, разрешалась и бесплатная перевозка по железной дороге строительных материалов.
Семья фон Мекков была известна своей благотворительностью. Надежда Филаретовна оказывала поддержку Московской консерватории, русскому музыкальному обществу, но ее главная заслуга перед русской музыкой - бескорыстная поддержка П.И. Чайковского, который посвятил своему лучшему другу 40-ю симфонию. Крупным коллекционером был внук Карла Федоровича - Владимир Владимирович фон Мекк: он был участником объединения "Мир искусства"; финансировал издание одного журнала, был другом и покровителем художника М.А. Врубеля. Младший из сыновей Карла Федоровича, Александр известен как основатель русского альпинизма. Он был православным библиофилом, ученым-архивистом, путешественником. В конце жизни он занял пост председателя Русского общества, был его Почетным членом. Николай Карлович также уделял большое внимание благотворительности: он был членом общества распространителей полезных книг, гласным Подольского уезда, вместе с братом Владимиром сделал крупные пожертвования Московскому институту благородных девиц. Для курсисток они учредили три поощрительных денежных стипендии семейства фон Мекк.
Валерий ГАНЬКИН
// Знак вопроса. – 2005. - № 31. – С. 18