Из цикла «Детство Казанбургской».
Казанбургская линия проходила через известные населенные пункты — Вятские Поляны, Сарапул, Красноуфимск, Ревду, Екатеринбург, но большинство станций возникли на голом месте или вблизи существующих деревень и сел.
На западном участке по причине отсутствия серьезных препятствий, за исключением больших водных преград, темпы строительства были ускоренные: так уже в 1916 году строительство железной дороги и моста в районе Вятских Полян было закончено, и по мосту прошел первый железнодорожный состав, начала действовать станция Вятская Поляна.
Пока же мы возьмем участок от Янаула до Солдатки.
Начнем с Янаула. «Янаул — поселок городского типа (город с июня 1991 года). Из башкирского языка «яны» — новый и «ауыл» деревня, т.е. «новая деревня». Мне в 1989 году П.С. Колокольников рассказывал, что, когда его призвали в действующую армию на Кавказский фронт, строительство железной дороги только началось, а когда вернулся в 1918 году, то все служебные и производственные здания были построены. По сведениям, которые мне предоставили, в настоящее время в Янауле — районном центре северо-запада Башкирии — проживает 29 тысяч человек. Кирпичный завод, маслосырокомбинат, краеведческий музей, пять школ; добыча нефти.
Далее — Куеда. Возник в 1915 году благодаря строительству железной дороги. Название — от соседней деревни и одноименной речки, а истоки названия происходят от башкирского рода — Куяда (Окиада, Укияда, Окъяда). Поселок городского типа с 27 ноября 1957 года. Районный центр с декабря 1925 года. Добыча нефти, завод сухого молока, пивоконсервный завод, инкубаторно-птицеводческая станция.
Далее идет Чернушка. Согласно последним данным в Чернушке проживает 37,6 тыс. человек. Есть Старая Чернушка, ее название было в 1915 году принято для железнодорожной станции, которая была на четвертом участке строительства линии Казань-Екатеринбург. Чернушка от названия речки Черная, а так в черте города протекают речки Быстрый Танып и Стреж. Поселок городского типа 14 июля 1925 года. А статус города присвоен 7 февраля 1966 года. Районный центр с декабря 1925 года. Добыча нефти, завод металлоизделий, мясокомбинат, маслосырокомбинат; народный театр, краеведческий музей, 5 школ, 2 училища.
Щучье Озеро — поселок городского типа в Октябрьском районе Пермского края. Возник в 1916 году. С 1931 года по 1960 год был Щучье-Озерский район с центром в поселке Чад. Название от нескольких карстовых озер, в которых водились щуки.
Станция Чад, поселок Октябрьский — это на стыке со Свердловской областью. Станция возникла в 1916 году, поначалу должна была стать узловой. Название дано по названию небольшой деревни и одноименной речки. Поселок с 19 декабря 1957 года, название «Октябрьский» присвоено 15 июня 1960 года.
Уфимка. Река Уфа дала несколько топонимов: есть города Верхний и Нижний Уфалей, город Уфа, поселок Уфимка — пригород Михайловска, а этот поселок прямого отношения к Уфе не имеет, если не считать, что по близости протекает река Бисерть — правый приток реки Уфы. Возник при строительстве железной дороги, первоначально называлась станция Опушка. Был известен уникальным стекольным заводом.
Кленовая— одно из старейших поселений, по одним данным основан в 1652 году. Через нее проходил знаменитый Сибирский тракт. Упоминается во многих исторических документах историков, путешественников, ссыльных. По первоначальному проекту вокзал планировался вблизи этого волостного села.
Бисертский завод. По реке получило название Бисертская крепость, основанная в 1735-1736 г.г. и Бисертский железоделательный завод, построенный в 1760 году. По уточненным данным Бисертский железоделательный завод Григория Акинфиевича Демидова был пущен 5(17) ноября 1761 года. Был известен заводом сельхозмашин и опытным леспромхозом. Здесь в конце 20-х годов 20-го века на советской работе был Л.И. Брежнев.
При наименовании новых станций существовало такое правило: во-первых, при наличии близлежащих населенных пунктов собирался сельский сход, и начальники участков просили согласия на перенятие названия деревни или села. Так возникли станции и околотки Рабак, Бикбарда, Трун, Агарзя, Атер, Саре, Осыплянская, Контуганово. Во-вторых, при их отсутствии название давалось по географическим (Зюрзя, Ключевая, Черная Речка), природным признакам (Ненастье, Осиновая гора), по новым стройобъектам — Пудлинговый. Заминка была только в Киргишанах; Тамошние жители не уступили свое название. Причина была такова — их село стояло и так на неспокойном месте — очень оживленный сухопутный Сибирский тракт, в связи с этим обременительные обязанности — по простою солдат и арестантов, содержание дорог, в частности, придорожных насаждений, ямщицкие дела, а тут еще железная дорога; эта неустойчивость вышла боком — ближайшая остановка была сделана за 1,5 версты.
Были и переименования: по Уфимке, по станции Крутиха, она была переименована в честь погибшего поблизости красного комиссара Чеботаева; станция Бартым первоначально называлась Ирень, так как в недалеком прошлом исток реки Ирень, левого притока Сылвы, начинался восточнее от железной дороги.
В. Ганькин