Из цикла «Детство Казанбургской».
С конца 19 столетия шли широкие дискуссии о соединении кратчайшим рельсовым путем Москвы и Урала, а далее с Сибирью.
И только в 1909 году Общество Московско-Казанской железной дороги выступило с предложением построить линию от Казани до пункта Пермской железной дороги — станции Большой Исток — в 20 км к востоку от Екатеринбурга.
Через 2 года, в начале 1911 года, то же Общество, с целью наилучшего и наиболее полного обслуживания Вятского края, возбудило ходатайство о предоставлении ему постройки линии Нижний Новгород - Яранск - Котельнич.
В противовес этим предложениям в октябре 1910 года группой московских капиталистов во главе с бывшим председателем второй Государственной Думы Ф.А. Головиным была предложена идея сооружения линии Нижний Новгород - Малмыж - Екатеринбург - Курган с веткой от Малмыжа на Казань.
Компания по сооружению новых дорог оказалась в затруднительном положении: рассмотрение всех этих вариантов заняло 4 месяца — с марта по июль 1911 года. Было разрешено Обществу МКЖД одновременное сооружение двух магистральных линий: Казань - Екатеринбург с веткой на Воткинский завод и Нижний Новгород - Котельнич.
Технические изыскания на предполагаемых линиях были осуществлены в 1912 году под руководством инженера А.А. Бубликова.
Стоимость сооружения этих двух линий, ветвей и мостов была определена в сумме около 110 млн. рублей (золотом).
Срок был определен в масштабе 4-х лет.
Так как дорога была частная, то был определен срок перехода в сеть государственных железных дорог — до 1 января 1930 года.
Вот за такое грандиозное дело взялось Общество МКЖД в 51-ый год своего существования. Эти смелые планы в ходе своей реализации коснулись и заштатного уездного города Красноуфимск, который стал со временем важным железнодорожным узлом на кратчайшей линии Центр - Дальний Восток.
21.12.06
В. Ганькин