Из цикла «Детство Казанбургской»
Ни одна дорога не имела такую драматическую историю строительства. Начатая в мирное время, в глубине империи, она оказалась в зоне боевых действий в годы гражданской войны. Сначала эксплуатировалась недостроенной, затем разрушалась и в неимоверно тяжелых условиях восстанавливалась.
Известно, что пионером идеи был Е.В. Богданович, но не все знают, что были у него единомышленники в Екатеринбурге со стороны предпринимателя и общественного деятеля М.А. Нурова. В Тюмени нашел он поддержку в лице известного купца А.Ф. Поклевского-Козелл.
Практическое воплощение данной идеи в реальность взял в свои руки инженер путей сообщения Белоцерковский: по его предложению в 1910 году были проведены изыскания, два года ушли на подготовительные работы. Дорога с разными темпами строилась при череде меняющихся властей — при самодержавии, при Временном Правительстве и при большевиках. Подвигом можно назвать восстановление Камского моста возле Сарапула. Но это не решило проблемы: от Камы до Екатеринбурга было еще 415 километров, из них 330 километров рельсового пути до Дружинино, наспех построенного, но брошенного и разоренного, заросшего дикой травой и разорванного на куски язвами разрушенных мостов, а затем, после Дружинино — 85 километров почти не тронутого строителями участка трассы.
Правда, существовал окольный путь — 31 км от Дружинино до Кузино и от этой станции 88 км до Екатеринбурга. Именно по этому маршруту прошел первый сквозной пассажирский поезд. Торжественную встречу решено было провести на разъезде Палкино. А вечером того же дня (01.07.1920г) торжественное собрание было проведено в здании оперного театра.
Большой вклад в восстановление магистрали внесли красноармейцы 3-ей армии, расквартированной в Екатеринбурге. Пока не исследована роль Белоцерковского в этот период: известно, что и при восстановительных работах он принимал в них активное участие. Факты говорят о том, что в 20-х годах по Казанбургской линии пропускали только воинские эшелоны малой скорости.
На совещании региональных руководителей в 1923 году подчеркивалось: «Признать абсолютно недопустимым закрытие Казанбургской железной дороги как имеющей несомненное общегосударственное значение». Все упиралось в деньги, а расходы на обустройство исчислялись в сумму 9265000 рублей золотом. Кредит был разрешен только в следующем году. Тогда-то и началась окончательная достройка этой злополучной линии. Летом 1925 года некоторые поезда уже пропускались через участок Дружинино-Свердловск, хотя в основном движение все еще шло в обход — через Кузино. Лишь через год работы по обустройству дороги были завершены, и в июле 1926 года Казанбургская линия была передана в ведение Пермской дороги (до станции Дружинино) и ее «революционное» название перестало существовать.
Литература: «Создание Великого Сибирского пути».
Валерий Ганькин
ИЗ ДОКУМЕНТОВ МИНУВШЕЙ ЭПОХИ
Более чем полувека назад железнодорожный транспорт и работники НКПС были в ведущем положении. Так, в 1943 году, который назван был годом перелома в Отечественной войне 1941-45 годов, вышел следующий указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 22 сентября 1943г.):
«Об утверждении нагрудных знаков «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник», («Ведомости Верховного Совета СССР», 1943г., №37)
Следующий документ имеет юбилейный смысл — 60 лет назад вышел указ от 20 января 1947г., касающийся ведущей специальности в службе тяги — машинистов.
«О награждении орденами и медалями СССР машинистов локомотивов железнодорожного транспорта за долголетнюю безупречную непрерывную работу в должности машиниста».
а) за 10 лет работы — медалью «За трудовое отличие»;
б) за 15 лет работы — медалью «За трудовую доблесть»;
в) за 20 лет работы - Орденом «Знак Почета»;
г) за 25 лет работы - Орденом Трудового Красного Знамени. Стаж работы исчислить, начиная с 7 ноября 1917г.
При первой награде по настоящему указу машинисты локомотивного имеют право на получение за выслугу лет только одной высшей награды — ордена или медали.
(«Ведомости Верховного Совета СССР», 1947 г. № 5).
Наверняка, среди здравствующих ветеранов есть бывшие железнодорожники Казанской железной дороги, чей труд был высоко отмечен в те далекие годы.