Малоизвестное о нашем крае
Большая Советская энциклопедия дает такое определение: «Рельсы - (от латинского прямая палка, брусок) - стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования двухнитевогопути, по которому перемещается подвижной состав железных дорог, городских железных дорог, специальные составы в шахтах, карьерах, крановое оборудование».
В 1908 году были учреждены центры типа рельсов: Iа - 43, 6 кг; IIа - 38,4; IIIa- 33,4; IVa- 30,9; их длина была - 10,68 метров. На Николаевской дороге (Санкт-Петербург-Москва) использовались рельсы весом 15,4 кг, их длина была различная: 3,65; 4,65; 4,86 метра. Современные марки магистральных рельсов Р-75, Р-65, Р-45 (кг); их длина - 25 метров. Первые металлические рельсы были изготовлены в Англии в 1767 году. В России в 1788 году в Петрозаводске, в Александровском пушечном заводе выпускались чугунные рельсы для рудничных и заводских путей.
Со второй половины 19-го века начали распространяться катальные стальные рельсы. Первыми масштабное производство пудлингового металла и прокат из него рельсов освоили Выксунские заводы (сейчас это в Нижегородской области).
На Урале впервые такие рельсы стали выпускаться в Нижнесалдинском железоделательном заводе. Завод Николая Акинфиевича Демидова начал свое действие в ноябре 1760 года. Через 90 лет здесь начался выпуск стальных рельсов Чугунные же рельсы не выдержали испытаний временем: они не позволяли увеличивать вес поездов. Это стало возможно благодаря новому в металлургии: в Нижней и Верхней Салде тогда было четыре пудлинговых печи. Первый крупный бессмеровский цех на Нижне-Салдинском заводе был построен при активном содействии французского завода «Гиерр-Нуар», откуда были поставлены все необходимые чертежи и значительная часть машин и устройств. К этому времени владельцами этих заводов были Павел и Анатолий Николаевич Демидовы.
Главная же заслуга в выпуске столь нужной продукции для переживающей железнодорожный бум России принадлежит управляющему этими заводами Якову Семеновичу Колногорову. Он был выходцем из старообрядцев. «Вольную» получил именно за заслуги в деле освоения выпуска первоклассных рельсов. Трудовая деятельность у него завершилась в должности управляющего Нижне-Тагильским заводом. В 1844-45 годах девять тагильчан во главе со служителем Я.С. Колногоровым на практике обучались в Выксе пудлингованию и прокату рельсов. Если Колногоров был из числа талантливых самоучек, то его помощники были профессионалами - это С. Обухов и инженер-поручик Т. Усов. Салдинские рельсы проходили полный цикл изготовления -выпрямления, обрезку торцов, сверление отверстий для крепления. Уральские рельсы легли на первую полномасштабную линию Санкт-Петербург-Москва. Рельсы для нее сплавлялись по Чусовой. Затем салдинские рельсы использовались при сооружении Уральской горнозаводской дорога. При сооружении линии Санкт-Петербург-Варшава заказ был на 750000 пудов рельсов. Даже в таких относительно грубых изделиях, как рельсы, современники отмечали великолепное качество демидовского металла. На Всероссийской выставке 1870 года в Петербурге был выставлен рельс, отработавший на Московско-Нижегородской железной дороге семь лет и не имеющий особых повреждений.
При сооружении линии Казань-Екатеринбург в 1914-1919 годах пошли в дело именно рельсы Нижне-салдинского завода. Редкие экземпляры рельсов Московско-Казанской железной дороги можно пока что увидеть в самых неожиданных местах. Для таких счастливчиков небольшой совет: на шейке рельса написано: «МКЖД» (Московско-Казанская железная дорога); месяц и год выпуска; «Демидов», т.е. они или с Нижнего Тагила или Нижней Салды.
В заключении надо сказать, что по этим рельсам буквально ходят: в Янауле, Чернушке и Красноуфимске переходные мосты через железнодорожные пути сделаны из демонтированных рельсов Казанбургской дороги; эти переходы сделаны силами работников ПЧ-27 в 1960 году.
Валерий ГАНЬКИН.
//Вперед. - Красноуфимск, 2008. - 28 окт. - С. 2.