Годы и факты
В 1868 году опубликован проект Уральско-Казанской железной дороги, в том числе южного направления: Казань – Сарапул - Красноуфимск – Екатеринбург - Камышлов - Тюмень (автор Е.В. Богданович).
В 1903 году предложено АО МКЖД проложить линию от станции Чепец через Осу на Красноуфимск и далее на Екатеринбург.
1906 год - Уездная управа вышла с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимск, но управление МПС отклонило его «ввиду затруднительного состояния государственной казны».
Летом 1910 года несколько партий инженеров провели изыскания направления предлагаемой постройки новой железной дороги, в том числе и в окрестностях Красноуфимска.
В марте 1911 года в результате конкурсного отбора разрешение на сооружение магистрали получило акционерное общество Московско-Казанской железной дороги.
14 мая 1913 года Высочайшим указом строительство было утверждено.
13 июня этого же года министр Путей сообщения С.В. Рухлов утвердил южный вариант по проекту и под руководством инженера Белоцерковского.
В марте - июне 1914 года начато строительство дороги на всех девяти участках, в том числе и на седьмом, Красноуфимском.
В 1914 - 1916 годах построены вокзал, водокачка, паровозное депо, жилые здания на ст. Красноуфимск.
В течение 1916-1917-1919 годов, несмотря на то, что в районе недостроенной дороги велись боевые действия (в стране шла гражданская война и 4 сентября 1918 года декретом СНК МКЖД была национализирована), были сданы в эксплуатацию искусственные сооружения - тоннели, виадуки.
14 марта 1919 года на ст. Красноуфимск прибыл первый поезд из Екатеринбурга, следовавший через Кузино.
4 июля 1919 года частями 28 стрелковой дивизииВторой армии и 5-й стрелковой дивизии Пятой армии Красноуфимск был освобожден от белых, и уже в августе этого же года начался набор штата на предприятия узла и линейной станции.
В 1919 - 1924 годах шло медленное, с большими перерывами, обустройство линии, даже предлагалось закрыть её.
23 января 1920 года вышло постановление Совета Рабочей и Крестьянской обороны о сроках восстановления движения железнодорожного транспорта в районе Московско-Казанской железной дороги. И уже 1 июня 1920 года прибыл первый сквозной поезд из Москвы в Екатеринбург.
В 1926 году участок дороги Дружинино - Свердловск был передан от МКЖД в состав Пермской железной дороги, В начале 1936 года Пермская железная дорога была переименована в ЖД им. Л.М. Кагановича.
В мае 1936 года участок от Дружинино до Янаула был передан в подчинение вновь созданной Казанской железной дороги.
В декабре 1957 года в депо прибыл первый тепловоз ТЭЗ-133. В 1959 году тепловозы полностью заменили паровозы.
В мае 1961 года Казанская железная дорога переподчинена Горьковской железной дороге.
В 1960 - 1965 годах шло строительство вторых путей.
В 1980 году был электрифицирован участок Солдатка - Красноуфимск протяженностью 133 километра, а через два года Красноуфимск - Янаул протяженностью 207 километров.
16 февраля 1981 года - начало новой эпохи - электровозного движения.
Владимир ГАНЬКИН, краевед, г. Красноуфимск
Вперед. – 2007. – 2 авг. – С. 2