выдержки из статьи
Пока их немного, этих книжек небольшого формата в разноцветных глянцевитых переплетах. Но на очереди следующие, что прибавят к уже знакомым новые имена поэтов и прозаиков России, расширив тем самым наши представления о современном литературном процессе. Начало, во всяком случае, положено...
Речь идет о книгах, выходящих с прошлого года в издательстве «Современник» в новой серии «Первая книга в столице». Цель ее — издание произведений писателей, живущих в областях, краях, автономных республиках и национальных округах Российской Федерации, уже завоевавших у себя определенную известность, но еще не издававшихся в Москве.
Цель и смысл этой серии, безусловно, благородны. Интересно посмотреть, какие же произведения издательство посчитало достойным внимания широкого круга читателей.
Беру в руки повесть уральца П. Куляшова «Солдатки». На обороте обложки портрет автора: немолодое лицо, глаза человека, немало видевшего и пережившего. «Павел Куляшов, в прошлом рабочий-арматурщик, живет и работает в Пермской области. Он автор двух книг...»
Так сказано в издательской аннотации. «Солдатки» говорят о П. Куляшове как о писателе вполне определившемся, сильном в изображении деревенского быта. Причем быта отнюдь не замкнутого в себе, но освещенного авторской мыслью о высоких нравственныхкачествах народного характера.
Произведение его повествует о деревне в годы войны, о женщинах, державших на своих плечах тыл. Темане стареющая, вызвавшая к жизни немало известных и не очень известных книг — от «Марьи» Медынского до недавней повести «Глафира» сибирской писательницы Л. Асеевой. Героиню П. Куляшова зовут Феня, Федосья... И снова перед нами история одной женской судьбы, судьбы очень нелегкой.
В повести П. Куляшова достоверны картины сурового быта, в ней чувствуешь живой язык, подкупающий, главным образом в диалогах, меткостью и юмором. Рисуя своих персонажей, П. Куляшов явно исходит из непосредственно виденного и пережитого. Некоторые из героев наделены подлинно живыми чертами. Это человек с нескладной судьбой, деревенский гармонист и забавник Митюха Митюхин, дезертир Гаврила Гусев, кровью смывший свой позор, прижимистая Лукерья Богачева. Не умалчивая о темноте некоторых людей, о суевериях, не сглаживая острых углов и противоречий, прозаик вместе с тем выявляет в поведении, духовном складе людей деревни Емонаево ростки высокой гражданской сознательности, негаснущую ни при каких испытаниях патриотическую убежденность.
Недостатки повести столь же очевидны, сколь и ее достоинства. Они, недостатки, связаны прежде всего с однообразием художественных приемов. Так, неоправданно часто прибегает автор к диалогу: подчас диалог почти совсем вытесняет авторские характеристики или оставляет за ними чисто служебную роль. При этом страдает и психологическая наполненность персонажей и композиционная слаженность произведения в целом. Главную героиню, например, нетрудно представить в каждый отдельно взятый момент еебиографии — в первую встречу с Иваном на вокзале, накануне замужества, солдатской вдовой. Но убедительные сами по себе эпизоды не всегда складываются в последовательную цепь, воссоздающую реальную сложность развития человеческого характера. В том, как пишет П. Куляшов, чувствуется скованность.
П. Куляшова и по возрасту и по литературному стажу не отнесешь к писателям молодым. Большинство же авторов серии молодежь. Это, например, орловец И. Подсвиров, кировчанин П. Маракулин, В. Дронников из Тулы.
А. КЛИТКО
// Литературное обозрение. – 1973. - №8. – С. 19-22