Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Павел Куляшов. Повести. Ижевск, «Удмуртия», 1979.
В повести «Медвежий угол» есть эпизод, рисующий возникновение крестьянской династии. Заводской чиновник по прихоти переименовывает при найме мужика Романова в Широбокова: недостоин-де явный смутьян носить фамилию царских кровей. Так возникает новый род на Руси, изначала клейменный печатью казенного произвола, род людей, которых презрительно именовали «Иванами, не помнящими родства».
Но люди помнили не только земное родство, но и полный список обид, зарубцованных на широких плечах. Помнил их и Евсей Широбоков, потомок беглых работных людей и изгнанников-кержаков. Едва миновав рекрутчины, он идет по этапу в Сибирь. И незачем толковать каторжанам, что не лежит на нем никакой вины, и без того знают, что «в Сибирь виноватых не гонят»...
Судьбе батрацкого парня, прошедшего ступеньками испытаний от косного «мы и без революции проживем» до гордого «мы не рабы» в рядах борцов за Советскую власть, и посвящена повесть писателя из Удмуртии. Несмотря на эскизность и лаконичность эпизодов, его характер успевает сложиться в читательском представлении, вызвать симпатию. Наивный богатырь рекрут, незадачливый сват, каторжный горемыка и набравший достоинства, сметки и опыта, боевой партизан, взметенного революционным вихрем Прикамья. Однако прорисовать в глубину симпатичный портрет автор все-таки не сумел: быстро исчерпывается психологическое наполнение образа, скоропалительно разрубается конфликтный узел в истории «неравной» любви Евсея и его подруги Устиньи. И поэтому наиболее привлекателен в «Медвежьем углу» все же его бытописательный план — меткие зарисовки крестьянского ритуала, экскурсы в историю пугачевского края, сочный фон природных картин, вкрапленные в сюжет экономным штрихом.
Становая тема писателя — родословная труженика, истоки здоровых, цветущих отпрысков «дерева человеческого». Отсюда первостепенное внимание его повестей к преемственности семейных традиций, к нравственным ценностям, передаваемым эстафетой родичей-династийцев по цепи поколений.
В сборнике, повестей это кредо развернуто полнее всего в «Материнском сердце» — рассказе о жизни необычайной матери, воспитавшей одиннадцать ребятишек-приемышей. Красота ее самоотверженной и цельной натуры не нуждается ни в каких декларациях, поэтому автор и избрал самый верный прием лепки образа Марии Дмитриевны: дал простор ее собственному голосу, высказал все сокровения тем «сказом», который перенял в первоисточнике, умерился в неизбежном для журналистской манеры письма пафосе чествования и достиг той полноты впечатления, которая рождается лишь точным отбором из безыскусной, на первый взгляд, исповеди.
Конечно, если придирчивым глазом пройтись вдоль всего полотна «Материнского сердца», можно то здесь, то там обнаружить следки неупрятанных речевых «узелков», чье происхождение кроется, по-видимому, в газетной школе писателя. Меткая «присказулька» и сердечная простота языка соседятся иногда с таким обкатанным оборотом, как «наша материнская слепая любовь» или «я жила с постоянным беспокойством в груди и нестерпимой болью в сердце». Покрываются эти издержки вечного лиходея литераторов — штампа тем, что впечатление острой жизненности, рассказа опережает тормозящее воздействие литераторской гладкописи, трогательность живого поступка окупает момент неудачного комментария.
Павел Фёдорович Куляшов - русский прозаик и публицист - родился 22 июня 1929 г. в с. Манчаж Свердловской области. В годы Великой Отечественной войны оставил школу и работал учеником бондаря, рабочим нефтеразведки, молотобойцем. В 1949 г. призван в ряды Советской Армии, служил во Владивостоке. В 1952 г. в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта» опубликован первый рассказ П. Куляшова «Это не забывается».
После демобилизации в 1952 г. П. Куляшов приехал в Ижевск, работал в газете «Комсомолец Удмуртии». В эти годы он часто выступал на страницах республиканской периодики, написал пьесу «Жена тридцатитысячника», работал над первыми повестями «Солдатские будни», «Дорогой правды». С 1956 по 1959 гг. П. Куляшов - ответственный секретарь районной газеты в Киясово, затем заведующий отделом сельского хозяйства в газете «Ленинский путь» в Воткинске.
Четыре года П. Куляшов работал арматурщиком на строительстве Воткинской ГЭС и заочно учился в Уральском государственном университете, который окончил в 1962 г.
С 1963 по 1974 гг. П. Куляшов редактировал газету «Камский строитель» в г. Чайковском, а в 1975 г. возглавил Бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей Удмуртии. В 1979 г. избирается заместителем председателя Союза писателей Удмуртии и затем переходит на профессиональную писательскую работу. Член Союза писателей СССР с 1975 г.
Творческая биография П. Куляшова складывалась удачно. В 1966 г. журнал «Молодая гвардия» опубликовал одну из лучших его повестей «Камская оратория» о строительстве Воткинской гидростанции, затем последовала повесть «Медвежий угол», в которой писатель обращается к далёкому (пугачёвскому) прошлому уральской деревни. Повесть интересна деталями быта кержацкой деревни, остротой социальных конфликтов, драматизмом судеб главных героев.