Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В 1765 году в государстве Российском учреждается Вольное экономическое общество «Для распространения в народе полезных и нужных к земледелию и домостроительству знаний».

Первые годы существования оно не имело даже своего помещения, и собрания происходили на квартирах часто меняющихся президентов. Только в конце XVIII века на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади для общества был построен дом, и оно прекратило скитальческую жизнь. Немалую роль в этом сыграл новый президент Андрей Андреевич Нартов (1737—1813) — сын личного токаря Петра Великого, изобретателя токарно-копировальных станков Андрея Константиновича Нартова (1680—1756).

Состояние дел в обществе было весьма плачевно. Но никто не рискнул обращаться за помощью к Павлу I, бывшему в ту пору у власти. Приходилось ждать лучших времен. Александр I, сменивший Павла, не обошел своей милостью Вольное экономическое общество. И 13 апреля 1901 года последовал рескрипт: «Господа члены Вольного экономического общества. Все полезные заведения ко благу верных подданных моих относящиеся, всегда будут предметом особенного моего внимания...»

Это обнадежило членов общества. Одной из главных их задач было составление хозяйственных и географических описаний различных частей нашего огромного отечества. Работа предстояла большая, и без посторонней помощи членам общества ее было не осилить. Решили привлечь к этому важному делу губернаторов. Но станут ли губернаторы выполнять поручения какого-то Общества?

— А что, если рискнуть написать на имя императора,— предложил один из старейших членов общества Вандеймейер.

—А ведь  это мысль,— поддержал президент,— только он может заставить губернаторов действовать. Если все обойдется удачно, поднимется авторитет нашего общества. Необходимо составить текст.

Эту работу поручили Вандеймейеру. Через несколько дней обращение было составлено:

«Общество желает создать сколь возможно подробнейшее описание империи Всероссийской. Сие описание подаст обществу случай видеть, ежели есть какие в существующих заведениях и промыслах недостатки и заняться изображением средств к их отвращению, а при том, конечно, послужат к лучшему вне, а может быть, и внутри России распространению, лучшего и основательного понятия о богатстве и могущество...» Заканчивали просьбой о помощи.

Молодой царь искал популярности среди знати, и в просьбе не отказал. Вскоре 50 листов (по числу губерний в государстве), подписанные государем, были разосланы во все губернии…

Пакет из Петербурга был доставлен царским курьером и в далекую Пермь. С волнением читал послание Карл Федорович Модерах — пермский губернатор:

«Господин тайный советник, пермский гражданский губернатор Модерах.

Санктпетербургское Вольное экономическое общество представило мне предложение его о сочинении общего России описания по части земледелия и сельского хозяйства. К составлению сего полезного сочинения ему нужно будет собрать с самих мест разные сведения.

Я нахожу нужным предварительно поручить вашему попечительскому благоразумию подействовать всеми возможными мерами наилучшему и совершеннейшему успеху сего предприятия во вверенной вам губернии».

Было от чего задуматься. Поразмыслив какое-то время, он распорядился позвать чиновника особых поручений и велел ему немедля, взяв губернаторскую тройку, ехать в Главное народное училище и привезти учителя естественной истории и географии Никиту Саввича Попова.

—А ежели заупрямится, ваше превосходительство?

Многие знали: характер у этого учителя — не сахар.

—Действуйте моим именем.

Губернатор велел подать формулярный список учителя и стал просматривать. Поручать такое дело можно только человеку благонадежному.

«Из духовного звания... Обучался с 1777 года по 1783 в Вятской духовной семинарии... С 15 ноября 1783 года по 20 августа 1786 года — в учительской гимназии, что потом стала педагогическим институтом в Петербурге. Из студентов, в 1786 году сразу вступил на должность учителя истории и географии во вновь открытое тогда в Перми Главное народное училище. С тех пор так там и служит. Лишь в 1794 году, через 8 лет, получил чин 12 класса — по  армии поручика...»

«А вот тут-то я его и прихватил!» — вспомнил губернатор. Он искал в ту пору человека, который мог бы составить историческое и географическое описание к «Атласу Пермской губернии», и ему подсказали, что есть такой человек — Никита Попов. Учит детей истории и географии, а сам ведет записи погоды, собирает разные исторические сведения о Перми, записывает их. Велел вызвать к себе. Поручил дело. Книга вышла, но имени автора на титульном листе не оказалось. Обиделся. Пришлось успокоить, что в формулярном списке эта работа найдет отражение. Вот она, есть такая запись: «За особливое усердие и труды в сочинении исторического и географического описания к Атласу Пермской губернии в 1801 году награжден чином 8 класса». Похлопотал, дали ему чин 8 класса, в армии — майор.

(Все данные о прохождении службы Никиты Попова публикуются впервые на основании послужных списков, обнаруженных автором в Центральном архиве Татарской АССР.)

А Никита Саввич Попов, ничего тем временем не ведая, вел обычный урок...

Тишину нарушил стук колес под окнами училища. Подъехала тройка. Красивая рессорная коляска. Ребята бросились к окнам, гадали, кто приехал и зачем.

Затянутый в вицмундир чиновник объяснил учителю, в чем дело, и велел собираться немедленно:

— Губернатор   требует.   Конца уроков ждать не желает, прислал меня вместе с экипажем.

Губернатор встретил Попова почти дружески:

— Вам,  Никита Саввич, я думаю поручить исполнение высочайшего   повеления.   Опыт   подобной работы у вас есть. Это создание историко-географического  описания губернии.   Сейчас   нужно   сделать нечто  подобное, только более  обширное, обратить внимание на хозяйственную часть.

— Постараюсь    все    исполнить наилучшим образом,— дал свое согласие Попов,— но необходима ваша помощь.

— В чем же она должна выражаться?

— Нужно, чтобы все начальники горных заводов и фабрик, городничие, уездные исправники дали   справки   о   подчиненных   им предприятиях   и  городах,  находящихся на территории нашей губернии. Подробно описали, что и как у  них  делается,  сколько  и  чего производится   и   изготовляется,   а также представили сведения о количестве домов, каменных и деревянных, о числе жителей, церквей, школ, училищ. Предстоит большая работа.

— Первое, что нужно сделать,— продолжал    Никита    Саввич,— это немедленно   размножить   вопросы, посланные обществом, и разослать их во все значительные места губернии. Мне, простому учителю, самому это не осилить, да и кто меня станет слушать.

Признавая правоту Попова, организаторскую работу губернатор взял на себя.

И с этого дня жизнь Н. С. Попова превратилась в один сплошной труд, который отнимал дни и ночи, все душевные силы. Приходилось еще работать в училище, от уроков никто и не подумал его освободить.

Пока не пришли ответы на запросы Модераха, Н. С. Попов достал сочиненное им ранее «Историко-географическое описание Пермской губернии», многотомные сочинения Петра Симона Палласа «Путешествия по разным провинциям Российского государства», «Дневниковые записки» Ивана Ивановича Лепехина. Читал, сравнивал... Составлял план будущей книги, приноравливая его к огромному списку вопросов, предложенных обществом. Программа состояла из 6 отделов: 1. Территориальные отношения  (суша, вода, воздух, климат). 2. Естественные произведения края и их полезное употребление в хозяйстве и промышленности. 3. Экономическая этнография. 4. Экономический быт городских обывателей и их промыслы. 5. Сельское население, разведение культурных растений и сельские промыслы. 6. Вывозные и привозные продукты с обозначением цен в разные годы.

Естественно, каждый большой раздел включал в себя массу мелких вопросов. Словом, вся программа, опубликованная в книге А. И. Ходнева «История императорского Вольного экономического общества с 1765 по 1865», занимала почти 20  страниц большого формата. Кем только ему не пришлось быть за два года работы над книгой: историком, экономистом, статистиком, географом, металлургом, заниматься сельским хозяйством, изучением климата.

Уже обдумывая будущее расположение материала, соизмеряя его с количеством вопросов, Попов принял решение: разделить книгу на две части. Позднее он писал в предисловии:

«В первой из них описи расположение губернии, горы и при некоторых рудники с добываемыми в них минералами и горными породами, плоские земли, болота и вообще леса, паствы, луга, дороги, воды с судоходством, климат с  приложением некоторых наблюдений и из естественных произведений минеральные камни и соленые россолы с описанием соляных заводов Дедюхинских, Новоусольских, Соликамских, как ныне действующих, так и прежде бывших варниц.

Вторую часть составили произведения царства прозябаемого и животного с показанием их употребления, промыслы и рукоделия от них зависящие, а особливо, земледелие, скотоводство, пчеловодство, звериная и рыбная ловли. Народы здесь обитающие. Описание двенадцати уездных городов и трех заштатных, по изображении сельского хозяйства, полевых промыслов, ввозимых в губернию и вывозимых произведениях, присовокуплено краткое обозрение 12 уездов».

Постепенно стали прибывать ответы на посланные запросы. Работы прибавилось. Полученный материал Попов просматривал, делал выписки и сразу же раскладывал по отделам, приступая к анализу и обзору собранного.

Свеча в окнах учительского дома горела далеко за полночь. Нужно было успеть обработать партию присланного материала до следующей, не потонуть в цифрах и сведениях. К письменному столу приходилось пробираться боком, вся комната была завалена бумагами. Но в этом для постороннего глаза бумажном хаосе Никита Саввич разбирался безошибочно. Знал: тут описание заводов — Каменского, Тагильского, Невьянского… Здесь данные по рекам и пристаням, там по ценам на хлеб за последние годы и начала XIX века.

Постепенно книга росла. По частям автор носил ее губернатору на просмотр, замечаний практически не было. К концу 1803 года рукопись была готова. На ее титульном листе значилось заглавие, выведенное шрифтом русского классицизма «Хозяйственное описание Пермской губернии, сообразно начертанию Санктпетербургского Вольного экономического общества. Сочиненное в 1802—1803 году в Перми. Напечатано при пермском губернском правлении в 1804 году». Имя автора не сразу можно было найти: в конце первого тома кто-то, а кто-то и не затруднял прочесть: «Сочинение Пермского Главного народного училища естественной истории и географии учителя 8 класса Никиты Попова в 1802-1803 гг.».

После выхода книги взял автор два своих огромных тома из плотной синей, или, как ее раньше называли, «сахарной бумаги», еще пахнущие свежей типографской краской, переплетенные в толстую кожу и понес в училище показать ребятам. Те смотрели на книги восхищенными глазами и с трудом верили, что это написал их строгий наставник. Они гордились им.

Пришла слава. Весь тираж отправили в губернское правление, несколько экземпляров — в Петербург, в общество, часть губернатор раздал наиболее важным лицам в губернии, остальные поступили в продажу и были разосланы во все уголки обширного края. Книгу читали, о ней говорили, обсуждали. Она стала надолго подлинной энциклопедией пермского края. Удивлялись глубоким знаниям автора, его умению разобраться в столь сложном и обширном материале.

Современники по достоинству оценили этот классический труд. В Петербурге его издали в трех частях на средства общества. Однако строки формуляра, освещающие факт признания книги и ее автора Н.С. Попова, никогда не публиковались. Витиеватым языком начала XIX века записано: «Общество любителей Отечественной словесности в Казани, получив сочиненное им «Описание Пермской губернии», имело о нем рассуждение и найдя оное общеполезным, и достохвальным, показывающем трудолюбие господина сочинителя, положило мнение свое о сем засвидетельствовать ему письменно».

Далее приводится мнение Вольного экономического общества: «Общество, рассмотрев сочиненное им описание Пермской губернии, оное по соображению общею пользою не подобно другим описаниям напечатано своим иждевением в 3 частях в четверку, с картами, планами, таблицами и ведомостями и препроводив к пермскому гражданскому губернатору значительное число экземпляров оного для продажи, уведомляет при том его превосходительство, что оно не приминет представить книгу сию Августейшему покровителю своему по возвращению его Величества в Санктпетербург и исходатайствовать о награждении Попова».

Модерах же, не дожидаясь, пока общество развернется, сам представил, Попова к следующему чину. Во всяком случае в формуляре значится так: «По имянному указу 1812 года января в 12 день за собственноручным Его величество подписанным пожалован в надворные советники — в армии подполковник».

Знаменитый писатель Урала Д. М. Мамин-Сибиряк писал: «...Перми посчастливилось по части истории края. Первым явился на этом пути директор пермской гимназии Никита Саввич Попов, оставивший после себя классический труд «Хозяйственное описание Пермской губернии».

Считается, что кроме двух книг Н. С. Попов ничего более не написал. Однако найденные в архиве Татарской АССР в Казани послужные списки опровергают это неверное мнение. Из формуляра узнаем, что Попов «вследствии предписания Главного правления училищ от 4 января 1807 года составил исторические записки об училищах Пермской губернии с самого их открытия». Запись ниже: «По окончанию его орденом попечителя Казанского учебного округа от 4 апреля 1807 года удостоен адъюнктом в Казанский университет». В 1811 году в Казани выходит первая русская провинциальная газета «Казанские известия». Н. С. Попов становится активным участником нового издания, публикуя на его страницах большое количество статей — до сих пор не найденных и вообще не известных.

«Императорского Казанского университета училищный комитет предписанием своим от 18 марта 1812 года за ревностное его содействие при издании Казанских известий, за доставление пред другими большего числа предметов для помещения в Известиях, объявляет от лица начальства благодарность. В 1812 году по напечатанным его сочинениям приглашен в число членов Общества любителей Отечественной словесности при Казанском университете».

Запись в конце формуляра подтверждает, что до конца своих дней Н. С. Попов не прекратил занятий краеведением и продолжал публиковать свои изыскания. «Сверх сего ежегодно продолжает замечания о Пермской губернии, кои печатаются в Казанских известиях».

В ноябре 1807 года Н. С. Попов был утвержден в должности директора училищ Пермской губернии, а затем возглавил открытую в Перми гимназию. Дослужился на этом посту до чина статского советника, стал кавалером орденов...

Игорь НЕПЕИН

// Уральский следопыт. – 1985. - № 11. – С. 57-59.