Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В воскресенье, 9 августа, в мире отмечается День коренных народов. На территории Свердловской области в настоящее время проживает только один коренной народ, имеющий официальный статус малого и охраняемого государством – манси. Татары и башкиры в силу своей многочисленности такими же льготами не пользуются, хотя, бесспорно, являются такими же коренными обитателями Урала. Исторически территория нынешней Свердловской области была местом обитания и других народов, некоторые из них оставили многочисленные напоминания о себе на карте региона. NDNews.ru вспомнил, из каких языков пришли и что означают с детства привычные топонимы.
Тюрки
Тюркские (татарские и башкирские) названия встречаются, главным образом, на юге и юго-западе Свердловской области. По мнению историков, предки современных башкир появились на Урале в Х веке, татары – несколько позже. Из их языков пришли многие географические названия Среднего Урала. Среди самых известных – такие.
Название Артинского района происходит от реки Арты. Скорее всего, данный топоним связан с тюркским словом «арту», что в переводе означает «приток».
Одним из наиболее загадочных топонимов является Ачит. Тем не менее, основной версией толкования названия является татарское словосочетание «ач эт», в переводе на русский – «голодная собака». По одной из легенд, когда-то на месте нынешнего Ачита жили свирепые разбойники, нападавшие на проходящих мимо торговцев, – отсюда и название.
Название Бисерть – «Би сер» – в переводе с татарского означает «огненный приток». Предположительно, данное название связано с горением торфяных болот, расположенных в низовьях этой реки.
Слово «Сысерть» в переводе с башкирского означает «туманная местность», и, по свидетельству местных жителей, туманы над этой рекой – действительно не редкость.
Название горы Качканар сложено из двух слов – «качка» – лысый, «нар» – верблюд, т. е. «лысая гора, по очертаниям похожая на верблюда». Отметим, что на одном из склонов Качканара действительно стоит огромный камень, очень похожий на верблюда.
Самой южной волостью обширного Красноуфимского уезда была Большеокинская. При подворной переписи 1888-1891 гг. отмечено: «Большая Ока - волость и община, на реке Оке, от Красноуфимска - 70, от Златоустовской дороги - 12, врача - 40, ближайшая деревня - Средняя Ока (Златоустовского уезда) - 1 верста, 3 мечети, 1 министерское училище, 3 медресе, 2 винные лавки, 5 лавок, 3 ключа, 2 мельницы, хлебный магазин, базары по вторникам, вода из речки. Башкиры-вотченники, башкиры-мещеряки, башкиры-тептяри, башкиры-военные припущенники».
Село получило название от реки: «Ока», по мнению языковедов, восходит к финно-угорскому слову «Йок», то есть «река».
Есть и конкретная дата основания поселения - 22 декабря 1692 года. Новопоселенцы были из деревни Янакош Уфимского уезда, по происхождению они мещеряки (мишари), обашкирившиеся бывшими финно- уграми из Мещерского края. Здешние земли принадлежали кызылбаевским вотчинникам, часть из них позже переселилась в Большую Оку. С середины 18-го века здесь поселились татары и тептяри-марийцы православного вероисповедания, выходцы из Казанской губернии.
К 30-м годам 18-го века Большая Ока выросла в заметный населенный пункт. После строительства крепости в местности называемой «Кызыл Яр» (Красный Яр), была проложена первая сухопутная дорога - Красноуфимская. Крепость возникла внутри башкирских земель, это вызвало локальное восстание, которое охватило 1735-1740 гг.
При генеральном межевании (1802 г.) в Большой Оке проживало 660 человек обоего пола, в том числе башкир-вотчинников - 17, мишарей -516, тептярей - 127. Многочисленную группу волостного населения составляли тептяри-марийцы, так называли выходцев из башкирских земель: в основном, они были из Бирского уезда. «В двух километрах от Большой Оки возникло Багышково на основе договора от 6 феврале 1761 года вотчинников Кызылбаево, Оки и Азикеево с марийцами Багышем Митряем, Яшкой Митяевым и другими. Поблизости от Оки были основаны и другие марийские деревни: Иванайково, Андрейково и Байбул- да на основе договоров 1755, 1760, 1765 и 1767 гг. Недалеко от Оки по договорному плану от 6.02.1761 года возникли еще два крупных марийских селения: Большая Тавра и Малая Тавра. Жители внесли 7 рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам деревень Кызылбаево и Оки по 3 рубля денег (в год со двора)». («Большая Ока», Б.С. Давлетбаев, с. 19-20).