Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Закончился 2014 год, объявленный Годом культуры в России. Отмечаются новые достижения, вспоминают славные страницы далекого прошлого, великие имена. Что знаем мы из истории культуры нашего города? Что можем узнать об этом из 4-х книг о Красноуфимске, изданных в разное время?
К сожалению, о культуре сведений очень мало. Только в одной из них - "Путешествие в Красноуфимск" - есть заметки В.И. Змиева, где он пишет о нравах горожан XIX века. Описывает грубость в обращении, склонность к пересудам. Сбор слухов и сплетен, чтобы потом "сообщать во всеобщее сведение", объявляет основным занятием горожанок. Глухое захолустье. В конце книги есть глава о создании нашего знаменитого вокально-хореографического ансамбля "Уралочка", но это уже 1978 год. На какой почве образовалась "Уралочка"? Что было в музыкальной жизни Красноуфимска от середины XIXвека и до 1978 года? Как шло развитие в течение прошедших 100 лет? Пользуясь архивными материалами, можно достаточно полно восстановить страницы культурной жизни города второй половины XIXвека и тем более века XX.
Приоткроем музыкальную страницу. Церковные хоры всегда были там, где была церковь. Но в таком хоре задействован ограниченный круг людей. Уроки пения в школах не были обязательными и не оплачивались. Всё зависело от умения и желания учителя. Знакомить детей с основами пения призывает гласный городской Думы Павел Порфирьевич Станов. Он вносит на заседании Думы 18.02.1887 года предложение: выделить средства на оплату уроков пения в городских начальных школах. "Обучение пению, - считает он, - в значительной степени содействует скорейшему развитию детей, как в умственном, нравственном, и даже в физическом отношении". К сожалению, в результате голосования его предложение не было принято, 9 голосов - "за", 10 - "против" (б/ф оп. 3, док. 15, л. 5). Но в городском 2-классном мужском училище уроки пения вел помощник учителя А. А. Поздняков. В некоторых начальных школах уезда такие уроки вели учителя без оплаты. Идею оплачиваемых уроков пения поддерживает инспектор народных училищ уезда Василий Васильевич Корватовский. На одном из заседаний Красноуфимского уездного Земского собрания в 1889 году он сообщает, что "в обучении пению чувствуется настоятельная необходимость, на что обращено внимание правительства". МНП настаивает на том, чтобы хотя бы в сельских церквях устраивались хоры из учеников народных училищ. Земское собрание принимает решение об устройстве летом 1890 года певческих курсов в Красноуфимске для учителей начальных школ (журналы Уездного Земского собрания 1889 года, с. 138, 323). Здесь же принято решение выдать ссуду в размере 200 рублей учителю пения городского училища Позднякову на продолжение образования. Окончив курс учения в Императорской капелле в Петербурге. Поздняков вернулся в город, продолжил работу в училищах города, но летом 1893 года утонул в реке Уфе.
Уроки музыки и пения проводились в женской гимназии и открывшихся позднее высшем начальном училище и двухгодичных педагогических курсах. Там и во внеурочное время проходили интересные музыкальные мероприятия. Памяти Ломоносова посвятили вокально-литературное утро, а любителями драматического искусства в театральном помещении училища был дан спектакль в пользу беднейших учеников. Чистый сбор израсходован на одежду, обувь и взнос платы за беднейших учеников, заслуживающих этого по своим успехам и поведению. Устраивались вечера-спектакли с чтением, пением, музыкальными номерами. Литературно-вокальное утро 19.02.1911 года посвятили 50-летию освобождения крестьян. Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года тоже отметили 26.08.1912 года вокально-литературным утром.
В городе, а может и в уезде, действовало Музыкально-драматическое общество. О нем упоминается в документах Пермского губернского Земства, когда идет речь об его участии в сборе средств для помощи русским пленным, находящимся на территории недружественных государств. В материалах Красноуфимского уездного Земского собрания есть доклад Сметной Комиссии. "Рассмотрев переданное в Комиссию заявление Совета Старшин Красноуфимского Музыкально-Драматического Общества в части касающейся оказания материальной поддержки Обществу, Сметная Комиссия полагает, в виду большой перегруженности сметы на 1916 год, ходатайство Совета отклонить".
В канун Праздника Победы мне, как ни странно, больше вспоминается не конец войны, а ее начало. На фронте были тяжелейшие испытания, кровопролитные бои, горечь отступления, похороны дорогих друзей. Нами, восемнадцатилетними, все это воспринималось с особой остротой, те впечатления живы в памяти и сегодня.
...Наш уральский добровольческий политбатальон прибыл в Череповец в двадцатых числах июля 1941 года. После пятнадцатидневного обучения мы с нетерпением ждали отправки на фронт. И однажды на вечерней поверке прозвучала команда: «Кто имеет высшее и среднее образование, выйти из строя!» Из 980 политбойцов два шага вперед сделали человек 50 — 60. И тут снова команда: «Кто старше 1914 года рождения — встать в строй!» Нас в жиденькой шеренге осталось около трех десятков человек. Остальные разошлись.
Минут через пять меня позвали к командиру батальона. И я предстал перед капитаном Степановым и комиссаром, фамилию которого теперь не помню. Мне предложили стать курсантом пехотного училища. Я с возмущением отверг это предложение, заявив, что пошел добровольцем не для того, чтобы околачиваться в тыловом училище. Да и перспектива быть кадровым военным меня не устраивала.
Командир батальона старательно убеждал меня, что Красной Армии очень нужны командиры, так как командный состав выбили в первые дни войны. Комиссар батальона давил на мою комсомольскую совесть. Но я держался. Тогда командир встал и резко сказал: «Вы зачисляетесь курсантом в военное пехотное училище. Можете идти!»
С поникшей головой я вышел из штаба. Меня встретили расспросами, мол, зачем вызывали. Но я был зол на весь белый свет и махнул рукой — сами там узнаете. Однако больше никого не вызывали. Комбат больше не стал разводить демократию, а спустился во двор и объявил ожидающим, что все зачислены в училище.