Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
От старожилов узнаешь многое о родном крае, о его замечательных людях. Одна из них — Марфа Федоровна Шестакова (девичья фамилия Антипина) живет на свете 80-й год. Судьба женщине выпала не из легких: на фронте погиб муж, она осталась с пятёркой малолеток на руках, безвременно ушли из жизни 13-летняя дочь, 35-летний сын. Но она смахнула непрошенные слезы, заговорила со мной о другом, о светлом в жизни:
— Хотите про Мизеровых расскажу и про строительство железной дороги?
Деревня Рябиновка была маленькой; семьи можно по пальцам сосчитать: одни Липины, трои Антипины, четверо Овчинниковы. Весной буйствовала черемуховая метель, потом наступала пора цветения рябины, калины — красота неописуемая! И начинали наезжать сюда дачники. Марфин отец сдавал пятистенок в наем, а семья перебиралась в избушку на два окна.
Самыми желаниями квартирантами были Мизеровы — семья врача Матвея Ивановича. Отец с радостью привозил их из Красноуфимска. У крыльца Антипиных как-то Матвей Иванович и сфотографировал свою семью: жену Александру Петровну с сыном Матвеем и дочерью Тамарой и Дусей Антипиной. Долго хранился этот снимок в семье Антипиных, но со временем, жаль, затерялся.
Матвей Иванович любил природу, все окрест Красноуфимска и его деревень исходил пешком. Обувался в лапти и исчезал на весь день. Вечером появлялся то с рыбой, то с разными травами, ягодами. Приезжающих к. нему гостей увлекал этими же занятиями. Прислуги у Мизеровых не было, Александра Петровна сама готовила обеды, была большой мастерицей в кулинарном деле. И овощи выращивала, причем такие, о каких окрест крестьяне и не слыхивали.
«Мама иногда привозила меня к ним гостить. С младшей дочерью Мизеровых, Алей, мы целыми днями играли в саду. А когда к нам в деревню они приезжали, то для меня наступал рай: Александра Петровна не разрешала матери брать меня с собой в поле. Говорила: «Оставляйте дома я за Машенькой присмотрю». Она одевала меня в Алину одежду, угощала вкусными пирожками, А клубничную горку, где часто играла дочь Мизеровых Тамара, с тех пор и зовем Тамариной горкой. Потом, когда Мизерова сослали в Уфу, моего отца несколько раз допрашивали жандармы», — вспоминает Марфа Федоровна.
С развитием цивилизации размеренная жизнь деревушки всколыхнулась. Произвели измерения, и под пилами да топорами по всему логу застонал березняк. Зимой из Щегелей и Сухановкм приехали крестьяне с подводами возить щебенку с Зориной горы. В доме Антипиных поселился начальник строительства Рувимович. В Рябиновом логу устроили пристань для причала судов. В 1914—1915 годах по Уфе на нескольких пароходах привезли пленных австрийцев.
И если до этого кругом были вековые леса, бывало, с одной стороны поля жнут овес, а с другой медведь его ест, то во время строительства железной дороги выросли бараки. Как только проложили железнодорожный путь до Барабы, из Свердловска пришел первый маленький паровоз-кукушка. Посмотреть на диковину собрались жители города.
// Вперед. – 1986. – 25 июля. – с. 2.
Малоизвестное о нашем крае
Большая Советская энциклопедия дает такое определение: «Рельсы - (от латинского прямая палка, брусок) - стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования двухнитевогопути, по которому перемещается подвижной состав железных дорог, городских железных дорог, специальные составы в шахтах, карьерах, крановое оборудование».
В 1908 году были учреждены центры типа рельсов: Iа - 43, 6 кг; IIа - 38,4; IIIa- 33,4; IVa- 30,9; их длина была - 10,68 метров. На Николаевской дороге (Санкт-Петербург-Москва) использовались рельсы весом 15,4 кг, их длина была различная: 3,65; 4,65; 4,86 метра. Современные марки магистральных рельсов Р-75, Р-65, Р-45 (кг); их длина - 25 метров. Первые металлические рельсы были изготовлены в Англии в 1767 году. В России в 1788 году в Петрозаводске, в Александровском пушечном заводе выпускались чугунные рельсы для рудничных и заводских путей.
Со второй половины 19-го века начали распространяться катальные стальные рельсы. Первыми масштабное производство пудлингового металла и прокат из него рельсов освоили Выксунские заводы (сейчас это в Нижегородской области).
На Урале впервые такие рельсы стали выпускаться в Нижнесалдинском железоделательном заводе. Завод Николая Акинфиевича Демидова начал свое действие в ноябре 1760 года. Через 90 лет здесь начался выпуск стальных рельсов Чугунные же рельсы не выдержали испытаний временем: они не позволяли увеличивать вес поездов. Это стало возможно благодаря новому в металлургии: в Нижней и Верхней Салде тогда было четыре пудлинговых печи. Первый крупный бессмеровский цех на Нижне-Салдинском заводе был построен при активном содействии французского завода «Гиерр-Нуар», откуда были поставлены все необходимые чертежи и значительная часть машин и устройств. К этому времени владельцами этих заводов были Павел и Анатолий Николаевич Демидовы.
Главная же заслуга в выпуске столь нужной продукции для переживающей железнодорожный бум России принадлежит управляющему этими заводами Якову Семеновичу Колногорову. Он был выходцем из старообрядцев. «Вольную» получил именно за заслуги в деле освоения выпуска первоклассных рельсов. Трудовая деятельность у него завершилась в должности управляющего Нижне-Тагильским заводом. В 1844-45 годах девять тагильчан во главе со служителем Я.С. Колногоровым на практике обучались в Выксе пудлингованию и прокату рельсов. Если Колногоров был из числа талантливых самоучек, то его помощники были профессионалами - это С. Обухов и инженер-поручик Т. Усов. Салдинские рельсы проходили полный цикл изготовления -выпрямления, обрезку торцов, сверление отверстий для крепления. Уральские рельсы легли на первую полномасштабную линию Санкт-Петербург-Москва. Рельсы для нее сплавлялись по Чусовой. Затем салдинские рельсы использовались при сооружении Уральской горнозаводской дорога. При сооружении линии Санкт-Петербург-Варшава заказ был на 750000 пудов рельсов. Даже в таких относительно грубых изделиях, как рельсы, современники отмечали великолепное качество демидовского металла. На Всероссийской выставке 1870 года в Петербурге был выставлен рельс, отработавший на Московско-Нижегородской железной дороге семь лет и не имеющий особых повреждений.