Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Накануне Дня железнодорожника небезынтересно привести некоторые факты, показывающие, какое значение имела магистраль Казань-Екатеринбург для нашего края.
С экономической точки зрения трудно сказать о пропускной способности вновь построенной магистрали в первые годы эксплуатации. Стоит напомнить, что в 1923 году стоял вопрос даже о закрытии этой дороги, хотя за 10 лет до этого уездная управа приводила в качестве неоспоримого аргумента такой факт, что отсутствие современных путей сообщения, какой являлась текущая дорога, приводило ежегодно к избытку зерновых запасов в количестве 4-7 млн. пудов.
***
Более наглядно жизнеспособность Казанбургской магистрали показывают данные первой советской переписи 1926 года - дорога работала, обслуживалась железнодорожным персоналом: так, на ст. Черная Речка в 21 дворе жили 63 человека - 27 мужчин, 36 женщин; на ст. Саранинский Завод в 32 хозяйствах проживали 114 человек, из них 60 мужчин и 54 женщины; если в Красноуфимске на 1913 год население составляло семь тысяч человек, то в 1926 году городское и население железнодорожной с танциисоставляло 11670 человек. Особенно неоспорим пример с резким ростом населения деревни Соболи, которая территориально относилась при подворной переписи 1888-91 гг. к Криулинской волости - тогда при 57 дворах проживали 290 человек, 136 мужчин и 154 женщины. А по переписи 1926 года число дворов выросло до 258 (в 4,5 раза), проживали 884 человека, 406 мужчин и 478 женщин. К тому же деревня Соболи (тогда писалось так) становится самостоятельной административной единицей в лице сельского Совета с охватом ими населенных пунктов с общим населением 1444 человека. Этот факт можно объяснить только притоком рабочей силы со стороны, а упомянутая деревня была наиболее близка к железнодорожным организациям: для ясности надо сказать, что первоначально было четыре службы - Тяга, Движение, Путь и Связь.
***
Сегодняшний кадровый состав железнодорожных организаций - это потомки редко в четвертом, чаще в третьем поколении тех, кто был завербован, прислан с других мест на станцию Красноуфимск. Об этом писал в свое время Н.Ф. Ведиянцев, об этом есть очерки в книге Л.И. Змеевой «Дорогие мои земляки». Хочу упомянуть добрым словом Г.А. Кондрашова, который во многом помог в свое время мне своими воспоминаниями, которого нет с нами. Он в 1925 году по комсомольской путевке был прислан со ст. Рудаевка телеграфистом на ст. Ключевая. В том же году было открыто железнодорожное училище, где профессиональное обучение прошли тысячи его выпускников. А география охвата этого училища огромна - здесь учились и местная молодежь, и молодые девушки, и юноши из ближайших районов, с других регионов - Пермской области, Башкирии... Без преувеличения можно сказать, что историческая заслуга железнодорожного училища в том, что в исконно крестьянском крае стали готовить профессиональные кадры ведущего по тем временам вида транспорта.
ГРАДОНАЧАЛЬНИК. СТРОИТЕЛЬ. ПАТРИОТ. все эти слова были сказаны разными людьми, знавшими Б.А. Микова по совместной работе и дружившими с ним.
А по биографии, как перечислил А.И. Борисовских в статье в газете «Вперед»: моряк, железнодорожник, комсомольский и партийный работник, председатель Красноуфимского горисполкома в течение 10 лет.
Правильно, но с небольшими уточнениями. Трудовую биографию Борис Арефьевич начал с железной дороги, а уж потом была служба на подводной лодке.
А после работы предгорисполкома (и выхода на пенсию по болезни) еще 12 лет трудился в комитете по охране природы. На этом посту скоропостижно и умер жарким летним днем 27 июля 1993 года.
А родился Б.А. Миков в канун Рождества 1929 года в Челябинске. Отец у него был известная личность: орден Ленина заслужил на железной дороге. И Борис поначалу пошел по его стопам: в апреле 1945 года пришел работать в восстановительный поезд станции Красноуфимск электромонтером. Смекалистый, хваткий в работе, жадный до знаний, он быстро освоился в трудовом коллективе, подменял товарищей на разных постах, в том числе и у моторов. В 18 лет сыграл свадьбу, в жены взял подругу по детским играм в деревушке Гарюшка. Встретился 16-летний Борис с Анной на рынке в Куеде (сам он жил уже в Янауле), и вспыхнуло чувство между повзрослевшими подростками. А когда Борис приехал в Га-рюшку на престольный праздник в июле 1947 года, то уже ни на шаг не отходил от Аннушки. В лугах и объяснился в любви.
Прошли Борис и Анна по жизни дружно, двух сынов вырастили. Да не уберегли младшего. Такой же страстный в чувствах, как и отец, Миша влюбился в девушку Лиду. Но получил жесткий отпор от ее отца, а потом и Лида, не обратив внимания на решительное лицо парня, отделалась какой-то несерьезной фразой о чувствах. Как она потом жалела - когда ее «жених», как называли Михаила во дворе, застрелился. Трагедия потрясла семью, может, тогда и надорвалось сердце Бориса Арефьевича, которое в годы председательства в горисполкоме вынесло все: и удары судьбы, и радости от сделанного, кучу выговоров и нахлобучек. Но это было потом...
А пока - продолжим экскурс по биографии Б.А. Микова. Его жена, Анна Яковлевна, бережно раскрыла трудовую книжку и семейные альбомы, по которым поясняла основные даты.
Июль 1949 года - призыв в армию. Моторист на подводной лодке. И 5 лет службы. Жена не выдержала разлуки: с приключениями, но добралась до Владивостока, хотя была с годовалым сыном на руках. Нашла мужа и стала жить, благо с жильем помогли друзья Бориса. В сентябре 1954 года демобилизованный моряк Миков вернулся в коллектив восстановительного поезда. Впрочем, ненадолго: энергичного, деятельно парня пригласили в паровозное депо воспитателем молодежного общежития, а вскоре взяли в политотдел железной дороги. Так началась политическая карьера Микова.