Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Реальное училище

В чем отличие реального училища от гимназии? Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Большое внимание в них уделялось изучению латинского языка. Многие ученые в 16-17-м веках настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ, в которых на первом месте стояли математика и естествознание.

С введением учебных округов в России царь Александр I в 1803 году приказал «... в каждом губернском городе открыть гимназию». По Уставу 1804 года целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Были открыты в России 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Гимназии были бесплатными и всесословными. В них были запрещены телесные и нравственные наказания. Урок длился 75 минут. М.М. Сперанский ввел в гимназиях экзамены на чины.

Устав 1804 года неоднократно дополнялся и изменялся. Была введена форма для учащихся. В 1837 году установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии, когда выдавался аттестат. В 1864 году введена пятибалльная система, успехи, поведение и прилежание учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Получившие на экзаменах баллы 4 и 5 награждались книгами и почетными грамотами. 21 марта 1849 года в России была проведена очередная реформа, и курс обучения стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделения. Первое готовило для чиновничьей службы, второе – для поступления в высшие учебные заведения.

В 1864 году был введен новый Устав, отражающий потребности общества. Гимназии стали делиться на классические и реальные. Окончившие классическую гимназию принимались в университеты без экзаменов, а после реальной могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический или медицинский факультеты университетов. Телесные наказания были отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ в России. В 1871 году был издан Устав гимназий и прогимназий (действовал с некоторыми изменениями до 1917 года), а в 1872 году – Устав реальных училищ. Это было своего рода звено средней школы с 6-7 летним сроком обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т.е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. В программе реальных училищ отсутствовали древние языки, но были значительно шире, чем в классических гимназиях, курсы математики, физики и естествознания. Преподавались два «новых» иностранных языка. Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объеме, как и в классических гимназиях. Но, тем не менее, выпускники реальных училищ (кроме общеобразовательного отделения) могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

С 30-х годов XX века Россия превращалась в индустриальную державу во многом благодаря энтузиазму молодежи и комсомольцев. Днепро-ГЭС, Магнитка, Комсомольск-на-Амуре, целина, Братская ГЭС, БАМ... Ехали по комсомольским путевкам, горя желанием сделать жизнь лучше. В наше время словосочетание "комсомольская путевка" мало что говорит молодым людям. А в 20-е - 60-е годы прошлого века такая путевка кардинально меняла жизнь человека, нередко выводила его в "большие" люди.

Таким был Василий Николаевич Волочнев. Родился он в п. Арти в 1908 году. Осенью 1918 года пришлось Василию вместе с отцом убирать трупы 26 истерзанных артинских большевиков. Отец ушел в Красную армию, а в поселке на 10 месяцев установился колчаковский режим. Отношение к детям красноармейцев было жестоким. Как только Арти освободили и образовался союз молодежи, все 11-12-летние мальчишки записались туда.

В ноябре 1919 года после возвращения артинских делегатов со 2-й уездной комсомольской конференции артинский союз молодежи переименовали в комсомол. "Нас 11-12-летних отчислили из комсомола, - вспоминал

Василий Николаевич, - но мы все равно каждый вечер приходили в дом бывшего управляющего заводом, где собирались комсомольцы".

2 января 1920 года его снова приняли в комсомол, выдали комсомольский билет. Было ему 11 лет и 10 месяцев. Видимо, повлияли известие о гибели его отца и высокий рост мальчика. Чем занимались? Участвовали в субботниках по уборке снега, выгрузке дров, помогали престарелым, проводили патрулирование, так как по деревням "пакостили дезертиры". Отряд по охране поселка создали именно из тех ребят, что в ноябре отчислили. Возглавляли отряд два милиционера, но патрулировали именно малолетки по два человека. Одному давалась берданка с патронами, другому - охотничье ружье, как правило, испорченное. Проверяли всех незнакомых. Один приставлял берданку к животу проверяемого, другой смотрел документы. Если их не было или были непонятные, задержанного отводили в милицию.