Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Значение моста через реку Уфу в г. Красноуфимске трудно переоценить. Еще в ХIХ веке для связи с Уфимской и Оренбургской губерниями, да и со многими пунктами Красноуфимского уезда содержалось две паромных переправы. После половодья сооружались временные летние мосты.

Строительство железной дороги через Красноуфимск в начале XXвека увеличило поток грузов, а значит, и нагрузку на мост. Мост быстро ветшал. Были и трагические случаи. Различное оборудование, промышленные и продовольственные товары для Артинского, Манчажского, Красноуфимского районов сгружались на ст. Красноуфимск и доставлялись к месту назначения гужевым, а позднее автотранспортом. Закрытие движения на час создавало огромные пробки.

В 1930 году было принято решение о строительстве постоянного моста, «не мешающего водозабору», т.е. ниже ул. Манчажской. В 1931 году деревянный с простым настилом и перилами мост из шести пролетов на пяти свайных опорах был построен. От напора льда его ограждали шесть «быков». Но все-таки во время ледохода мост страдал, его укрепляли тросами через береговые опоры. Так продержался он до 1943 гола, когда во время прохода воинской колонные произошла трагедия. Мост закрыли, как аварийный, построив временный, с выходом на ул. Манчажскую. В 1944 г. на месте аварийного начали строить новый мост из пяти деревянных ферм, который прослужил до 1961 года.

 Хотя уже в начале 50-х годов при прохождении ежедневно 1200-1500 машин, а в период уборки урожая и  вдвое большего количества, состояние моста вызывало тревогу. Контрольная комиссия в 1956 году в своем заключении требовала закрытия моста на капитальный ремонт, «состояние существующего деревянного ферменного моста критическое. Движение по нему граничит с риском, безопасность транспорта и пешеходов не может быть гарантирована». В октябре 1958 года, подсчитав материальные затраты на ремонт и содержание моста за период его эксплуатации (1944-58 гг. более 4-х млн. рублей), руководство города, и особенно Н.Ф. Кретов, настойчиво начинают пробивать идею строительства нового, железобетонного моста.

В это время шло строительство вторых ж/д путей через Красноуфимск. Н.Ф. Кретов связался с инженерами-мостостроителями, которые оценили затраты на строительство нового моста в 4 млн. рублей. Это добавило уверенности энтузиастам. Н.Ф. Кретов на уровне Министерства доказывал необходимость и рентабельность нового моста, учитывая, что лет 45-50 (при том грузопотоке) он простоит без ремонта. Поддержку получили, но это не значило, что строительство сразу начнется. Не было проекта. Обратился Кретов к тем же мостостроителям. Автором проекта нашего моста стал начальник мостового отделения Свердловского филиала Государственного института проектирования дорог и транспортных сооружений B.C. Григорьев, который подготовил техническую документацию. Строительство согласились вести подрядным способом строители мостопоезда № 406 Министерства путей сообщения СССР.

Велик был объем работ. По периметру будущих опор надо было забить на глубину 3,5-4 метра шпунтовый деревянный ряд, но получалось только на 1,5 м. На совещании решили провести дополнительное геологическое обследование дна русла и для этой, цели вызвали из Свердловска буровую партию. После обследования пришли к выводу, что деревянные шпунты надо заменить металлическими, и потребуется их около 180 тонн. Где найти этот шпунт, а кроме того, и деньги? Использовали все возможные и невозможные способы. Кретов обращается за помощью к Б.Н. Коробанову, начальнику отдела проектной группы управления автотранспорта и шоссейных дорог Свердловского облисполкома. Принимается решение: «... управлению автотранспорта и шоссейных дорог нужно безотлагательно принимать меры к снабжению мостопоезда № 406 металлическим шпунтом». Было немало и других трудностей. Не было железобетонных балок для перекрытия. Их решили изготовлять на месте (на левом берегу) красноуфимские умельцы. Может, кто-то из них жив, и они поделятся своими воспоминаниями?

Несмотря на все трудности, в начале августа 1961 года город получил новый мост. С благодарностью вспомним автора и создателей моста. Но 45-50 лет, отведенные мосту авторами, заканчиваются. Да и грузопоток в XXI веке не сравним с тем, что был во время проектирования. Найдутся ли в наше время новые Кретовы, Григорьевы и другие герои-строители, чтобы действовала на реке Уфе надежная переправа?

Маргарита СОКОЛОВА,  краевед.

//Вперед.- 2006.-29 июня. - С.9

Сколько лет в Красноуфимске существует центральный городской стадион? Ответы могут быть разные: 95 лет, 85 лет, 60 лет. И каждый по-своему верен.

Ещё в 1911 году (100 лет назад) 41-я чрезвычайная сессия Красноуфимского уездного земского собрания приняла постановление по физической культуре, где детально разработаны вопросы физического развития, физического воспитания и физического образования детей и подростков. Рекомендовалось вводить уроки гимнастики и подвижных игр в общий план народной школы, поручать вести такие уроки только грамотным педагогам, предоставлять участки земли для оборудования гимнастических городков и площадок для подвижных игр. Такая работа началась и быстро дала свои результаты. Уже в 1912 году в городе работало несколько спортивных кружков. Только из мужского и Кирилло-Мефодьевского начальных училищ в спортивных кружках занимались 180 человек. Вопросами внедрения физической культуры в школьную жизнь «озаботилось» «Общество попечения о народном образовании». Появилась идея создания «Детского городка», который должен был сыграть значительную роль в жизни Красноуфимска и уезда, где нашли бы дело по душе дети всех сословий и возрастов, а площадки и гимнастический городок могли быть использованы всеми учебными заведениями Красноуфимска. Предполагалось, что усиление работы по физическому воспитанию детей поможет в борьбе с «некоторыми нежелательными явлениями школьной и общественной жизни». Но, прежде чем возложить на учителей новые обязанности, надо показать, как и что делать. «Детский городок» должен был показать практически, в какие формы может вылиться работа по физическому воспитанию. Ко всем работам по устройству «городка» предполагалось привлечь учащихся, их родителей и всех сочувствующих.

Правление «Общества» обратилось с ходатайством о выделении участка к красноуфимской городской Думе, которая удовлетворила эту просьбу, приняв 10.01.1916 года решение о выделении 2 десятин (примерно 2,18 га) в «парковой зоне» вдоль бульвара. Летом 1916 год!. (95 лет) гимнастический городок, игровые площадки и дорожки были оборудованы. Построено было здание (деревянное) для занятий различных кружков. Возможно, это дом на углу улиц Советской и Бульварной, где в советское время были детский сад, фильмотека

Вероятно, в годы революции и гражданской войны что-то было разрушено, что-то запущено, и площадь «Детского городка» превратилась в военный сборный пункт. Революции и войны не ослабили соревновательный дух молодёжи. Спортивные кружки и клубы работали особенно активно у кожевенников, связистов и железнодорожников. Соревновались на любых подходящих площадках. Но хотелось иметь для проведения массовых спортивных мероприятий стадион.