Министерство путей сообщения (МПС) – центральный орган управления железнодорожным транспортом. Начало систематической деятельности в области путей сообщения относится к 17-му веку, когда царь Алексей Михайлович в 1649 году издал Уложение об охране судоходства. При Петре Iнаряду к развитию промышленности и торговли предпринимались усилия по систематизации путей сообщения: за сухопутными дорогами наблюдала Коммерц-Коллегия, затем Канцелярия перспективной дороги (с 1742 г.) и Комиссия о дорогах в Государстве (с 1748 г.). В 1798 году Павел Iутвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который в 1809 году был переименован в Управление водными и сухопутными сообщениями, с 1820 по 1832 гг. называемый Главным управлением путей сообщения, с 1833 по 1842 гг. – Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 году в управлении был создан Департамент железных дорог, который 16 июня 1865 года получил название Министерства путей сообщения, просуществовавшего до 1917 года, когда был организован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). В 1946 году Комиссариат был преобразован в МПС СССР. В 1954 году из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР, которое в 1992 году преобразовано в концерн «Трансстрой». В настоящее время ОАО «Российские железные дороги» объединяют 17 подразделений при общей протяженности магистралей – 87, 2 тысяч километров.
Ведомство путей сообщения, которое находилось в Санкт-Петербурге (Петрограде) до 1918 года, в разное время возглавляли выдающиеся деятели русского государства, среди которых были известные политические деятели, коммерсанты, ученые. Автор предлагает их перечень с первого железнодорожного министра, хотя до него было таковых было шесть, которые ведали сухопутными и водными путями сообщения:
- Мельников Павел Петрович – с 11 октября 1862 года по 20 апреля 1869 года; годы жизни: 1804-1880
- Бобринский Владимир Алексеевич – с 11.10 1869 года по 2.09.1871; 1824-1887 гг.
- Бобринский Алексей Павлович – со 2.09.1871 г. по 10.06.1874 г.; 1826-1894 гг.
- Посьет Константин Николаевич – с 10.07.1874 г. по 7.11.1888 г.; 1819-1899 гг.
- Паукер Герман Егорович – с 7.11.1888 г. по 29.03.1889 г.; 1822-1889 гг.
- Гиббенет Адольф Яковлевич – с 30.03.1889 г. по 17.01.1892 г.; 1830-1899 гг.
- Витте Сергей Юльевич – с 15.02.1892 г. по 30.08.1892г.; 1849-1915 гг.
- Кривошеин Аполлон Константинович- с 30.08.1892 г. по 18.12.1894 г.; 1833-1902 гг.
- Хилков Михаил Иванович – с 4.01.1895 г. по 25.10.1905 г.; 1834-1909 гг.
- Немешаев Клавдий Семенович – с 28.10.1905 г. по 24.04.1906 г.; 1849-1927 гг.
- Шаффгаузен-Шенберг-Эк-ШауфусНиколай Константинович – с 25.04 по 29.01.1909 г.; 1846-1911 гг.
- Рухлов Сергей Васильевич – с 29.01.1909 г. по 27.10.1915 г.; 1852-1918 гг.
- Трепов Александр Федорович – с 30.10.1915г. по 27.12.1906 г.; 1862-1926 гг.
- Кригер-Войновский Эдуард Брониславович – с 28.12.1915 г. по 28.02(13.03) 1917 г.; 1864-1933 гг.
- Некрасов Николай Виссарионович – с 2(15).03.1917 по 4(17).07.1917; 1879-1940 гг.
- Тахтамышев Георгий Степанович – с 11(24).07.1917 г. по 24.07(6.08).1917 г.; 1874-1930 гг.
- Юренев Петр Петрович – с 25.07(7.08).1917 г. по 31.08.(13.09).1917 г.; 1874-1945 гг.
- Ливеровский Александр Васильевич – с 31.08(13.09).1917 г. по 25.10(17.11).1917 г; 1867-1951 гг.
В советский период:
- Елизаров Марк Тимофеевич – с 28.10 (10.11).1917 г. по февраль 1918 г.; 1863-1919 гг.
- Рогов Алексей Гаврилович – с февраля 1918 г. по май 1918 г.; 1887-1950 гг.
- Кобзев Петр Алексеевич – май-июнь 1918 г.; 1878-1941 гг.
- Невский Владимир Иванович (Кривобоков Феодосий Иванович) – с июля 1918 г. по март 1919 г.; 1876-1937 гг.
- Красин Леонид Борисович – с 20.03.1919 по 25.03.1920 г.; 1870-1926 гг.
- Троцкий (Бронштейн) Лев Давыдович – с 25.03.1920 г. по 10.12.1920; 1879-1940 гг.
- Емшанов Александр Иванович – с 10.12.1920 г. по 15.04.1921 г.; 1891-1937 гг.
- Дзержинский Феликс Эдмундович – с 15.04.1921 г. по 2.02.1924 г.; 1877-1926 гг.
- Рудзутак Ян Эрнестович – с 5.02.1924 г. по 11.07.1931 г.; 1887-1938 гг.
- РухимовичМоисей Львович – с 11.06.1931 г. по 2.10.1931 г.; 1889-1938 гг.
- Андреев Андрей Андреевич – с 2.10.1931 г. по 3.03.1935 г.; 1895-1971 гг.
- Каганович Лазарь Моисеевич – с 28.02.1935 г. по 25.08.1937 г.;1893-1991 г.
- Бакулин Алексей Венедиктович – с 25.08.1937 г. по 5.04.1938 г.; 1899-1939 гг.
- Каганович Лазарь Моисеевич – с 5,04.1938 г. по 25.03.1942 г.; 1893-1991 г.
- Хрулев Андрей Васильевич – с 25.03.1942 г. по 26.02.1943 г.; 1892-1962 гг.
- Каганович Лазарь Моисеевич – с 1.03.1943 г. по 21.12.1944 г.; 1893-1991 г.
- Ковалев Иван Владимирович – с 22.12.1944 по 5.04.1948 г.; 1901-1993 гг.
- Бещев Борис Павлович – с 5.06.1948 г. по 14.01.1977 г.; 1903-1984 гг.
- Павловский Иван Григорьевич – с 14.01.1977 г. по 29.11.1982 г.; 1922-
- Конарев Николай Семенович – с 29.11.1982 г по 8.05.1991 г.; 1927-
- Матюхин Леонид Дмитриевич – 8.05.1991 г. по 26.11.1991 г.; 1937-
В постсоветский период (до упразднения министерства):
- Фадеев Геннадий Матвеевич – с 20.01.1992 г. по 9.08.1996 и 4.01.2002 г. по 22.09.2003 г.; 1937-
- Зайцев Анатолий Александрович – с 14.08.1996 г. по 14.04.1997 г.; 1940-
- Аксененко Николай Емельянович – с 15.04.1997 г. по 21.05.1999; 1949-2005 гг.
- Старостенко Владимир Иванович – с 20.05.1999 г. по 15.09.1999 г.; 1948 -
- Аксененко Николай Емельянович – с 16.09.1999 г. по 3.01.2002 г.
- Фадеев Геннадий Матвеевич – с 4.01.2002 г. по 1996; с 4.01.2003 по 22.09.2003 г.
- Морозов Вадим Николаевич – с 23.09.2003 по 9.09.2004 г., ноябрь 2003 по июнь 2009 г.; 1954-
Начальники железной дороги
Руководители Московско-Казанской железной дороги с 1919 по 1936 гг. 6
Руководители Казанской железной дороги с 14.05.1936 г. по 9.05.1961 г.:
- Базеев Яков Алексеевич – в 1936-1937 гг.; 1898 г.р.
- Левашов Алексей Ефимович – в 1937-1938 гг.; 1889
- Пичугин Николай Алексеевич – в 1938-1942 гг.; 1903
- Сорокин Михаил Алексеевич – в 1942-1944 гг.; 1901
- Соколинский Яков Исаакович – в 1945-1948 гг.; 1907
- Мильштейн Самуил Рафаилович – в 1948-1950 гг.; 1909
- Ромашов Иван Степанович – в 1950-1952 гг.; 1903
- Сидоренко Александр Михайлович – в 1952-1953 гг.; 1909
- Егогов Михаил Семенович – 1953-1956 гг.; 1903
- Тышков Ростислав Александрович – в 1956-1961 гг.;
Руководители Горьковской железной дороги с 9.05.1961 года:
- Трунов Владимир Георгиевич – 27.07.1948-15.08.1961 гг.; 1905 г. р.
- Симонов Кирилл Степанович – 10.05.1961-29.01.1962 гг.; 1917
- Зикеев Борис Ильич – 12.03.1962-29.08.1974 гг.; 1916
- Васильев Михаил Витальевич – 29.08.1974-17.07.1981 гг.; 1923
- Басов Анатолий Федорович – 17.07.1981-31.12.1986 гг.; 1928
- Матюхин Леонид Иванович – 3.01.1987-8.05.1991 гг.; 1937
- ШарадзеОмари Хасанович – 14.12.1991-29.11.1999 гг.; 1941
- Зябиров Хасян Шарифжанович – 30.11.1999-31.08.2002 гг.; 1958
- Шайдуллин Шевкет Нургалиевич – 18.09.2002-12.05.2004 гг.; 1961
- Сехин Виктор Федорович – 14.06.2004-2007гг.;
- Козырев Сергей Викторович (1953 г.р.), с июля 2007 г. по нобрь 2009 г.
- Лесун Анатолий Федорович (1959 г.р.) с ноября 2009 г.
- Председатели (президенты) АО РЖД Якунин Владимир Иванович: с 14.06.2005 г.
Если подвести своего рода итоги, то:
1. за 170 лет железнодорожный транспорт имел министров в количестве 41-го;
2. было репрессировано шесть наркомов путей сообщения – это Кобзев П. А., Невский В. И., Емшанов А. И., Рудзутак Я. Э., Рухимович М. Л., Бакулин А. В.;
3. наибольшее количество раз был наркомом Л. М. Каганович – три раза;
4. рекорд по продолжительности у Б. П. Бещева – 29 лет;
5. в постсоветский период (с 1991 г.) министры менялись 4 раза, дважды на этом посту был Г. М. Фадеев.
В. Ганькин
17.11.2007 г.