Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу. (С. Есенин)
В постсоветский период происходит интересное явление - возрос интерес к истории "малой родины": проводятся дни деревень (даже давно исчезнувших), сел, поселков, составляются родословные, выходят сборники об отдельных поселениях, районах. С интересом прочитал из этой серии сборник "Бисерть (железо, лес, земля и люди", автор - Р.А. Печуркина, Екатеринбург, "Сократ", 2013 год. Признавая бесспорную ценность этого издания, не могу не поставить вопрос: истинна ли дата 1735 год, которую считают годом основания этого поселения. Известно, что Горнозаводская линия была сооружена по указанию начальника Уральских горных заводов В.Н. Татищева. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году сухопутное сообщение с центральной Россией выпрямилось - путь пошел на Подволошную, Уткинскую слободу, на Гробово Поле, Бисерть, а оттуда на Кунгур и Егоршинский завод и на Казань. В указе от 19.02.1747 года "О содержании крепостей в заводском ведомстве" было сказано, что "из крепостей до сего построенных при пограничных (!) местах для охранения от бунтующих воров башкирцев за нужно признается содержать с положенным при них военным снарядом по Кунгурской дороге при Гробовом Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисертскую и Ачидскую". (ГАСО, ф. 34. оп. 1, д. 84, л. 69.)
Касательно дат основания указываются: 1723 год - острожки Кленовской и Гробовский, 1734 - Киргишанский, 1735 - Бисертский, и после под Березовой Горой в 14 верстах от Киргишанской ставится Березовая Застава: "Прежде между станциями Кленовской и Киргишанской на расстоянии 32 верст не было перемены лошадей, переезд же через гору, особенно во время весенней и осенней распутицы, затруднен: это и заставило устроить промежуточную станцию". Первоначально упомянутые были острожками и крепостицами Горнозаводской линии: "Крепость - стратегический пункт с воинским гарнизоном, имеющим долговременную, укрепленную из камня, земли, оборону из стен и валов, хорошо вооруженным запасами, имеющим самостоятельное управление. Острог - воинское поселение, обнесенное деревянной оградой, стена устроена из кольев, заостренных кверху, проживали здесь воинские люди, занимающиеся охраной обозначенных рубежей, ремеслом, земледелием, содержанием дорог, охраной почтовых станций". Надо напомнить, что обустройство Большого Сибирского (Московского) тракта происходило в 1745-1783 годах, а в 1798-1811-м он был реконструирован: его расширили, окопали канавами с двух сторон, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем, на речках возвели добротные места, этот тракт находился в хорошем состоянии, пока не был перегружен транспортом. Что касается Сибирского тракта, то он был пущен в 1781 году, а официально утвержден "государевой" дорогой в 1783-м, хотя этот еще не обустроенный маршрут использовался где-то с 1745-го, а безвинно можно было ездить с 1863-го.
А история Большого Сибирского тракта такова.
Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинс-кий договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12(22)ноября 1689 вышел указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге. При Петре Iпуть из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в "Житии" и во второй части "Робинзона Крузо".
В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславовичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Бурипский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта, закончено оно было только в середине XIXвека. Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козмодемьянск. Казань. Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. Тобольск, Большие Уки (Рыбино), где создан музей-заповедник "Московско-Сибирский тракт". Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган - крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. В середине XVIIIв. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее, как ранее. В конце XIXвека Сибирский тракт уже не мог - удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали...
"И дым Отечества нам сладок и приятен... "
А.С. Пушкин
И в этот год есть юбилейные даты деревень и сел юго-запада области, которые расположены в географическом Предуралье, а точнее, на просторах обширного Уфимского плато.
Бардым Верхний. Он основан "благодаря" карательной экспедиции капитана Карла Бранта летом 1775 года, когда шло повальное усмирение повстанцев, поддержавших Пугачева, в частности, отрядов Салавата Юлаева и Кенсафара Усоева, участвующих во взятии Красноуфимской крепости годом ранее. Марийское поселение Манчаж, известное с 1652 года, было дотла сожжено, а остатки жителей рассеялись и в 1784 году обосновались на речке Бардым. В сборнике "Артинский район" есть анекдотическое суждение об этом топониме, на самом деле "Бардым есть Бардымский хребет, две деревни, Бардым Верхний и Нижний, село Барда и Бардымский район в Пермском крае, там же река Бардым и село в Березовском районе и деревня Верхний Бартым в Октябрьском районе, а также ж.д. станция Бартым, деревня Бартым в Караидельском районе Башкирии". Есть две точки зрения на происхождение этого топонима: "Бартым" - личное тюркское имя, которое переводится: а) пришел; б) родился наследник; кроме того, "бэрдэ" с татарского - пескарь, с башкирского - хариус, действительно в реках с таким названием водятся эти пресноводные рыбы. Впервые данные об этом поселении датируются 60-ми годами 19-го столетия, когда здесь было 55 дворов, в которых проживало мужчин - 153, женщин -176. При подворной переписи 1888-91годов записано: "Верхний Бардым Манчажской волости, на речке Бартым, от волости и Манчажского базара 12 верст, Красноуфимска - 40, врача -16, 1 земская школа, хлебный магазин, ближайшая деревня Головино в 2,5 верстах, вода из речки и 16 колодцев". Тогда же зафиксировано: "домов - 79, мужчин 229, женщин 213, всего 442, земли на одного работника 34,2 десятины, лошадей 265, коров 589, на один двор живности 7,4". При первой советской переписи 1926-го картина такова: в 99 хозяйствах проживает 541 житель, мужчин 237, женщин 304. Каким-то чудом сохранилось здание земской школы, открытое в 1886 году. Редкие старожилы помнят, что в 1946-ом здесь был П.П. Бажов.
Бардым Нижний известен с 1789 года. Жители этих Бардымов поселились на условиях аренды на землях башкир азигуловских и биткинских. Где-то в середине XIXвека здесь было дворов 73, мужчин 217, женщин 249. Наряду с кунгурскими марийцами здесь жили тептяри, марийцы с Бирской стороны, которые были поселены по правительственному указу, поэтому в документах подворной переписи (1888-91 годов записано: "Нижний Бардым - часть Азигуловской волости, часть Манчажской, на речке Бардым, от Манчажа и Азигулово - 7 верст, Красноуфимска - 35, врача - 20, школы 4, ближайшая деревня Головиной - 1 верста, 1 мельница, 1 кузня, вода из речки". Тогда было "95 дворов с населением 527 жителей, мужчин - 244, женщин - 283, земли на 1 работника 29,6 десятин, лошадей 308, коров 275, на 1 двор - 6,2". При переписи 1926 года в составе Симинчинского сельского Совета: 112 дворов и 617 жителей, мужчин - 272, женщин - 345. В довоенное время в числе первых здесь была открыта национальная 7-летняя школа, котораястала преемницей земской с 1910 года.