Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

«Господь ваш да ниспошлет на вас милость свою и да устроит для вас ваши дела ло своему благословению». (Из Корана)

В свое время я писал о тюркоязычных народах Приуралья. Что касается башкир РФ, то их численность - 1678000 человек (2002 г.), в частности, и Башкортостане - 1221,3 тысячи, в Оренбургской области - 52,7, Пермской -40.7, Свердловской -37,3. Челябинской - 166,4, Курганской - 15,3. Тюменской-46600. Есть такая классификация этого народа: 1) башкиры-вотчинники и их припущенники; 2) башкиры-вотчинники; 3) башкиры из тептярей бывшего военного заведения; 4) башкиры и татары бывшего гражданского ведомства. По племенному составу: башкиры; башкиры из тептярей; мещеряки; татары. Считается, что предки башкир обитали среди огузских племен в Средней Азии в IXвеке. К 920-му году они перекочевали через Южную Сибирь в Предуралъе. Различают четыре антропологических типа: (!) сабуральский (уральская раса) - населяют северо-запад и запад Башкирии; светло-европеоидный (беломоро-балтийская) - СЗ и 3; южносибирская раса - СЗ и 3; южно-европеоидная (понтийскнй вариант, иидосредиземноморская раса) в бассейне реки Дема и ЮЗ и ЮВ горнолесистых районов. За большой исторический период образовалось более 50 башкирских племен, вот некоторые из них - ар, бисер, истяк, ишбулаг, мишар, сабир и др. Башкирский язык относится к кипчакской группе, и различают три диалекта: восточный (кувакин), южно-юрматский и западный (бурзян).

В наших краях наиболее известны таковые: дуван, кошсы, сызгы, упея.

Дуван-племя в составе айлинской группы башкир; символы: тамга - Большая Медведица; дерево - тополь; птица-лебедь; военный клич (оран) - Салават; предок - багыр Кормый, выходец с Алтая; живут в Дуванском и Салаватском районах. Кошсы - племя в составе айлинской группы башкир; тамга - полумесяц; дерево - черемуха (береза); птица - лебедь, боевой клич - Салават; на рубеже XVIII-XIXвеков разделились на больше- и малокущинцев; их владения охватывали юг нашей области; их деревни очень близко - Абдулино, Кургет, Кызыбаево, Сабанак. Упея - из айлинской группы; тамга - крючок, дерево - тополь, птица - лебедь, клич - Салават; выходцы из Южной Сибири, из бассейна реки Иртыш; в XVII- XVIII вв. были их селения до Кунгура; их след в деревне Упей, что в Нижнесергинском районе; ближайшие - Ишалино, Такино, Теляшево, а так это племя рассыпалось на значительной территории. В Краспоуфимском уезде была даже Упейская волость. Особой группой представлено племя гайна. Всем известно, что в Ачитском районе в бассейне реки Бисерть есть Гайны, а в Пермском крае Гайнский район с райцентром Гайны. В формировании башкирского этноса участвовали разные племена-тюрки, угро-финны, волжско-камские булгары, кипчаки (половцы), ногайцы, монгольские племена. В XI-ХIII веках эти земли были в составе Волжско-Камский Булгарии, границы которой простирались до верховьев реки Уфы. Булгары (камушек)-условная граница с землями зауральских племен. В Золотоордынский период около 1219-1220 годов был заключен договор с Чингисханом на правах автономии, и обширная территория башкирских племен не вошла ни в один из улусов, а русские княжества были включены в улус Джучи. В XIV-XVвеках эти земли в подчинении Ногайской орды. В 1789 году после многочисленных восстаний указом Екатерины IIим была дарована жизнь по своей религии, хотя ислам был навязан ханом Узбеком в первые десятилетия XIII столетия, а до этого они были язычниками (читай мою ст. «До ислама» - «Городок», апр. 2008 г.), а также императрица сохранила право на вотчинное владение и свободу от крепостного права. С 1798-го по 1865-й в Башкирии было введено кантонное управление, и башкиры были отнесены в военно-казачье сословие. Они и до этого участвовали в известных ратных событиях - Куликовской битве, в ополчении Минина и Пожарского, в азовскихпоходах и Полтавской баталии, а после - в войне против Наполеона, в Крымской войне. Что касается племени гайна, то оно сформировалось в конце XIII века в Прикамье. Тогда, вытеснив племена коми, они заняли обширную территорию по обе стороны Камы от устья реки Сивы до устья реки Сылва, затем до притока ее - Иргинки и до верховьев реки Быстрый Танып, что в современных границах нескольких районов Пермского края (Пермский, Оханский, Очерский, Большесосновский, Частинс- кий, Еловский, Куединский, Кунгурский, Осинский, Бардымский, Чернушинский, Уинский) и части Свердловской области. В 1557 году гайнинцы признали власть русского царя Ивана IV (Грозного). Его сын, Федор Иоаннодич, последний из Рюриковичей, даровал им «владенную грамоту». При первых переписях в Строгановских владениях 1579, 1623 гг. впервые есть сведения об этом племени. Но продвижение русской колонизации внесло беспокойство в их жизнь: в 1591-м возникла Ново-Никольскам слобода, позже превратившаяся в Осинскую крепость, с 1618-го их земли стал захватывать Андрей Крылов, а после его наследники. Затем в Осе было учреждено воеводство, подчиняющееся Уфимскому воеводству, а в пределах расселения этого племени была образована Гайнинская волость, куда входило 562 двора - 1-й башкирский кантон Осинской дороги. К тому с устройством Бабиновской дороги (Соль на Каме - Верхотурье) трасса прошла через их поселение Гайны. Приводятся данные о четырех случаях взаимных разорений, что сдвинуло их с насиженных мест (иске иске йорт) на новые земли (яны йорт). Я полагаю, что местное Крылово состоит из потомков тех, кто был переселен с тех мест по правительственному указу около 1824-го года, а такое село есть до сих пор в Осинском районе. Гайнинские башкиры делились на ряд родов: Тул-гайна - это или те, которые жили до этого в бассейне реки Тува, а также «тул» с башкирского - полный; Тур-гайна: «тура» - город. Возможно, после разгрома Казанского ханства в 1552 году татары - беженцы из какого-то города, скорее всего, из самой ханской столицы, оказались в Предуралье и смешались с гайнинцами. Мул-гайна: часть этого племени оказалась в районе селения Большие Муллы (сейчас на ЮВ от Перми), таковых так и называли. Бисер-гайна: это изначальное название местных гайнинцев, которые поселились в бассейне этой реки. Что касается времени переселения, то в этом вопросе не все ясно. Бесспорно, что предки их были из муллинских башкир. В верховьях реки Уфы они основали сначала деревню Усть-Бисерть (Гайна, Бисер-Гайна - до 1680 года), после селения Артя-Шигири (около 1647 г.), Уфа-Шигири (около 1645 г.). Сохранился текст купчей их земель от 19 июля 1755 года: «Лета тысяча семьсот пятьдесят пятого июля девятого на девять дня Уфимскаго уезду Сибирской дороги команды старшины муллы Козяша Рахмаигулова Шигировской волости башкирцы Мухтар Камаев, Саганбай Катаев, Сапар Корсаков, Якуп Сабанчин, Азикай Сабанчин, Акзигит Мурзагильдин, Мухамбет Касимбаев, Чюрюбаев, Емакай Сентов, Метюк Айтов, Канчюра Кансуяров, Батыр Юльметев, Азиат Каисуяров, Кутуш Мансуров с товарыщи большими и малыми со общага согласия чрез поверенных своих товарищей башкирцев Муртазы Бикзянова, Мавлюкая Катаева, Акмаша Явгильдина от Уфимских крепостных дел дали сию купчую его превосходительству г,-л. действительному камергеру и орденов св. Александра и св. Анны кавалеру господину Сергею Григорьевичу Строганову, детям и внучатам его и по них наследникам в том, что мы, башкирцы. Мухтар Кашаевс вышеписанными товарищами своими, по силе состоявшегося прошлого тысяча семьсот тридцать шестаго году марта пятого на десять имяннаго блаженны и вечно доетойныя памяти великой государыни императрицы Анны Иоанновны указу... по данному от нас, башкирцев, татарскому письму, кое при заключении сей купчей в Уфимской провинциальной канцелярии у крепостных дел объявили в вечное владение впрок бесповоротно своей тюбы вотчинную землю с лесами и речками и со всякими угодьи для строения по разводе места по пежеписанным межам, а имянно: начав от межи Кущинской волости...» Дальше оказались в таком положении: «живут на даче Артинского казенного завода на проданной ими земле». В начале марта 1773 года географическая экспедиция академика П.С. Палласа прошла через эти селения: «Ехали по большой части по льду реки Уфы мимо некоторых башкирских деревень до Шокур-аула. Щастливые башкирцы имеют в сей стране великое земледелие и водят пчел, довольно скота и дичиною в около лежащих горных дремучих лесах весьма изобилуются. Охота на куниц, оленей. Башкирцы имеют постоянные деревни. В башкирской деревне Шигири-аул (Уфа-Шигии) в 15 верстах вниз по Уфе переменил лошадей».

Относительно Татарского Кургатово сказано, что это тоже гайнинцы «корнями из одноименной волости Осинскога уезда» и заселились по договору от 1769 года (этот договор был возобновлен в 1806-м), до этого жили в Мало-Кущинской волости на реке Кубе близ Михайловского завода. Топоним, по одной версии, от древнебашкирского «коргат»- речка. В других документах пишется, что они из племени кошсы. Есть другая точка зрения, что гайнинцы двинулись на восток после пугачевщины, в которой принимали активное участие. Новыми местами жительств (яны иске) стали бассейны рек Тулва, Быстрого Таныпа, Буя, Бисерти, Сылвы. Чусовой, а часть их соплеменников оказалась в верховьях реки Демы. Трудно сказать, знают ли современники о своих корнях, хотя до сих пор потомки этого племени живут в Альшевском, Аскинском, Татышлинском районах Башкирии, Бардымском, Куединском, Пермском районах Пермского края. Название «гайна» имеет древние корни, такой топоним известен был у булгар, венгров, киргизов, тувинцев, удмуртов, чувашей. Считается, что башкирское племя гайна - это смесь волжских булгар и кипчаков (бывших половцев), а при Волжской Булгарии были в сословии тархан, которые занимали привилегированное положение: они были освобождены от податей, занимали, как правило, должность волостного старшины, эта должность передавалась по наследству. «II кантон, 7 юрта, Большекущинской волости, 54 мужчин, 45 женщин» - это в начале кантонного управления.

Что касается местных Гайнов (Бисер-Гайна), то сведения на 1869 год: домов-37, мужчин-108, женщин-122, 1 мечеть. «Гайны - Ачитской волости, Гайнинского общества, на реке Бисергь, от Сибирского тракта - 6 верст, волости и Ачитского базара - 10, Красноуфимска и врача - 20, ближайшая деревня Шиловка в 4-х верстах, 1 мечеть, 1 мектебе, 1 кузня, вода из речки и 4 колодцев. Башкиры Верхне-Гайнинского прихода» - 1888-91 годы. Тогда хозяйств - 72 при населении 357 человек (186-171); лошадей - 79, коров - 73, на 1 двор - 2,4 живности. К этому они продали 7000 десятин земли для припущенников. Жителей Гайнови прилегающей, а затем разбежавшейся деревни Арыково теснили Голубцовы, и, в конце концов, они оказались совершенно без земельных наделов: при очередной сделке с рахмантулонцами они указали на владения гайнинцев, и стали они в качестве припущенников. На 1926 год: дворов - 114, всего 534 человека (242-292). Что касается пермских Гайнов, на 2010 год в них проживало 4050 жителей (1943-2107). До 1913-го центр Гайнинской волости. В 1926-м было 263 двора с населением 1051 (508-543, русских - 1051, коми-пермяков - 39). До 2.01.1963-го - село, со 2.01.1963 - рабочий поселок. До Москвы - 1550 км, до Перми - 357, до ж.д. ст. Менделеево - 283. Годом основания считают 1579-й (по переписи И. Яхонтова). Есть песня: «В озерном краю, далеком, окраинном, в лесах вековых стоят наши Гайны»: Хорошо было бы местным гайнинцам установить связи с их прародиной (иске-иске-йорт).

Валерий Ганькин, почетный краевед

//Городок. - 2016. - 27 мая. (№ 22). - С. 22-23