Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Вопрос расшифровки фамилий - дело интересное, но и не менее трудное, а так­же и спорное. Наверняка среди читателей есть редкие знатоки, которые имеют свою точку зрения на происхождение тех или иных фамилий. Думаю, что на страницах «Городка» они могут высказать свое мне­ние о нерусских фамилиях. Бесспорно то, что до прихода русского населения на Урал эти места уже были заселены - здесь проживали башкиры, которые вели по­лукочевой образ жизни, марийцы, кото­рые двумя путями через Кунгурские и Башкирские земли из-за возможных при­теснений дошли до Каменного пояса, уд­мурты, предки которых поселились ком­пактно в нескольких местах.

То, что русскоязычное население сплошь написано татарами, это (мягко выража­ясь) элементарное упрощение. На самом деле еще при подворной переписи 1888-1891 гг. четко различали башкир-вотчин­ников, наиболее привилегированную группу населения, с согласия которых (как правило, по договору) допускалось на их земли все пришлое население, так называ­емые «припущенники» - это и марийцы, и их заземельные соплеменники, а много позже и русское население.

По моим записям получается, что в Красноуфимском районе, например, Бишково - деревня чисто из вотчинников-башкир, а такие деревни, как: Куянково, Сызги, Усть-Баяк - представлены из башкир-вотчинни­ков, башкир-тептар, башкир-мещеряков и татар, а в таких деревнях, как: Большой Турыш, Тохтамыш, Еманзельга - прожи­вают потомки казанских татар, которых сдвинула с места окончательная ликвида­ция государства поволжских татар в 1552 году. Поэтому следует различать фамилии башкир коренных и пришлых, а также та­тар поволжского происхождения.

Говоря о марийских фамилиях, следует четко помнить, откуда они пришли: по се­верному или южному пути, а также то, что среди них встречаются древние фамилии, которые упоминают об их поволжской родине. Много тюркских фамилий в деревнях, предки которых пришли с башкирских зе­мель (их и называли тептярями), а большин­ство фамилий образовано в недавнее время при вступлении в колхоз, при переписях, при призыве в армию. Надо помнить, что в правильном написании марийских фамилий огромная масса искажений.

В дополнение по русским фамилиям надо сказать, что население той или иной дерев­ни пришло с какого-то другого места, по характерным фамилиям можно опреде­лить их предыдущее местожительство, это, как правило, Прикамье: Суксунский, Кишертский, Кунгурский районы, вплоть до Очера, Осы и Чердыма. А также надо знать, что русское население пришло не в один день и не один год - существует огромный разброс в датах основания, к тому же в одной и той же деревне, селе могут быть выходцы из разных мест, так, например, Русская Тавра образована в 1815 году новоселами из Сухановки, Ачита, Стадухиной и Больших Ключей. Такая же картина по Манчажу, Сажино, Могильниково.

В фамилиях башкир и татар можно выбелить имена арабские, исконно тюркские, кальки (переводы) с apaбскuxи других имен, образованные из обычных тюркских слов и их заимствований, а именно: 1. oт названий местности, народов, например, Каримов,  2. от титула с составляющими «хан» и «бек», например. Султа­нов, Ахметханов; 3. от имени собственного, например, Мамаев, 4. от животных, например, Ахтаров; 5. от названий одежды, обуви, воинского снаряжения, например, Кабулков, 6. от назва­ний знаков Зодиака, например, с основой «нур», 7 от названия месяца, например, Сафаров; 8. от прозвища, например, Гарипов

Перейти на:

А Б В Г Д Е Ж З И К
Л М Н О П Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Ю Я        

Абашев - «абаш» - так гово­рят о старшем брате, дяде.

Абдулов (Абдулхаков, Габдулхаков) - в основе фамилии имя второго сына пророка Моххамеда - Абдаллах, Абдул, с арабского «слуга, раб»; заимствовано с арабского после при­нятия башкирскими племенами и потомками волжских булгар (казанских татар, чувашей) ис­лама при хане Узбеке в 1313-26 гг., отсюда фамилии Авдулов, Абдулов, Абдулин и т.п.

Абсолямов - «абсесалам» буквально «примерный слу­шатель, не имеющий отца»: скорее всего, об учащемся медоесе.

Абубакиров - от имени одно­го из халифов пророка, бук­вально «чистопородный бык (правитель)».

Абызов - «абыз» буквально «родоначальник».

Адыев - возможно, от слова «адей», с древнетюркского «птичка, пташка».

Азинбаев - правильно Азимбаев - от «газим» - 1. «богатырь»; 2. «дальновидец, прозорливый»;  З. «содержатель дорог».

Азмеев - то же, что и «газим», с рабского «смелый, от­важный».

Айсин - заимствовано с ту­рецкого, персидского, так на­зываемая «безотцовская» фа­милия, в переводе «лунногрудая».

Алеулин - «халиулла» - «дра­гоценный камень».