Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

«Рожденный ползать - летать не может!» - эту истину, запомнившуюся со школьной скамьи, я испытал на себе. С 1941 по 1951 годы рос среди летчиков, среди гула самолетных двигателей, прогреваемых перед полетом. Живя в Свердловске, улетал с аэродрома «Уктус» в Кольцово и обратно на самолете У-2. Таким образом доставляли меня в летний пионерский лагерь, когда я был учеником с первого по четвертый класс. Ветел в кабине самолета ЛИ - 2 над заснеженными вершинами Памира, когда в 1947 году отца перевели из Свердловска в Таджикское управление Гражданского Воздушного флота, и для перевозки семьи с багажом был выделен этот самолет.

Карабкался с другими мальчишками по списанным самолетам «Дуглас», «Мессершмитт» в Сталинабадском аэропорту. Но летчиком я не стал. Окончив 8 классов Красноуфимской средней школы №1, я уехал поступать в Херсонское мореходное училище.

Всю жизнь мне суждено было ползать по болотам, лесным речкам, лесам и горам, т.к. охота и рыбалка были моим страстным увлечением. В молодости - гонять футбольный мяч и двадцать лет шагать по шпалам Красноуфимской дистанции пути с различными проверками. Бег на стадионе и ходьба по перегонам по сравнению даже с идущим на посадку самолетом - это ползанье.

Сегодня живет среди красноуфимцев скромная женщина, которая за штурвалом самолета провела половину своей жизни. Полеты для души в Свердловском аэроклубе, где она занималась в 1951-52 годах как пилот - спортсмен, открыли дорогу в большую авиацию. Летное дело стало ее любимой и единственной профессией. Это ВЕРТИПРАХОВА ИРАИДА ФЕДОРОВНА - Заслуженный пилот СССР. ЕДИНСТВЕННАЯ В СТРАНЕ женщина, носящая это высокое почетное звание с 1978 года.Газета «Воздушный транспорт» 8 марта 1990 года отметила этот факт статьей специального корреспондента А. Журина, посвященной нашей землячке. Статья называлась - «Звезды» исчезают и появляются вновь». Одной «Звездой» в этой статье названа Вертипрахова И.Ф.

Родилась Ираида Федоровна в Красноуфимске 23 октября 1931 года. Семья никакого отношения к авиации не имела. После окончания семи классов железнодорожной школы №11 (ныне школа №86) поступила в Свердловское медучилище, где проучилась три года и получила диплом. Начала работать по специальности в Свердловске. И в это время потянуло в небо. Услышав, что в здании на углу улиц 8 Марта - Малышева открывается аэроклуб, добилась зачисления в него. И летала пилотом - спортсменом до 1952 года. По воспоминаниям матери Веры Ивановны, маленькая Ира еще в трехлетнем возрасте на вопросы взрослых: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», отвечала: «Летчиком!». Такие заявления не делали ни старший брат, ни младший. Обе женщины не могли объяснить мне, что послужило поводом для такого твердого выбора профессии в таком раннем возрасте. Видимо, как говорится, это «на роду ей было написано». Да, судьба свела ее с начальником аэроклуба, которого по имени - отчеству добрым словом вспоминает и сегодня. В клубе занимались всего две девушки, других желающих просто «не пущали» - не женское это дело. Но судьбу тоже надо уметь держать в руках.

В сентябре 1977 года женс­кий экипаж флагмана Аэро­флота «ИЛ-62М», командиром которого была наша землячка Вертипрахова Ираида Федоровна, установил несколько мировых рекордов по высоте, дальности и скорости полета, проделав путь Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва. А еще через 2 месяца совершил беспосадочный полет по мар­шруту София-Владивосток. Ираида Федоровна - един­ственная в авиации женщина, получившая высокое звание «Заслуженный пилот СССР». Американские летчицы, рекорд которых экипаж Вертипраховой перекрыл в 3 раза, откры­ли в Ванкувере барельеф Ираиды Вертипраховой, а одну из аллей в мемориальном парке назвали ее именем.

Но после этого ее снова вер­нули в Красноярский авиаот­ряд на рейсовый самолет «ТУ-154». А через четыре года при посадке в Сочи случилось не­поправимое - управляемый ею «ТУ-154» выкатил за полосу, хотя и не по ее вине, и началь­ство это знало - удержать штур­вал такой машины не всегда удавалось и мужчинам. После этого и перевели ее вторым пилотом на «ИЛ-18».

Три года Ираида Федоровна пыталась найти справедли­вость, но безуспешно. Тогда и написала заявление об уходе из авиации. Сдала квартиру в Красноярске и вернулась в род­ной Красноуфимск к матери, хотя не мыслила себя без неба. «Счастье, когда ты в ка­бине самолета», - говорит она.

На долгое время начальство о ней забыло. Но не забыли ее друзья из родной авиакомпа­нии и жители г. Красноярска, которые предложили ее именем назвать третий по счету купленный авиакомпанией «Красэйр» (правопреемник тру­дового коллектива Вертипра­ховой) суперсовременный лай­нер «ТУ-204». Одному из них присвоено имя художника Ва­силия Сурикова, другому - олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина. Третий будет носить имя нашей землячки. Об этом писала газета «Труд», коррес­пондент которой побывал в гостях у знаменитой летчицы.

Навестили ее и журналисты газеты «Вперед», и фотокор­респондент Сергей Лещев сде­лал снимок на память, правда, совсем в домашней обстанов­ке.