Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Мало кто знает, что когда-то в Красноуфимске было введено платное образование в школах, по крайней мере, на бумаге. Обсуждение этого вопроса нашло свое отражение в документах исполнительного комитета Красноуфимского городского Совета за 1927 год. Самым ранним документом, утверждающим такое нововведение, явилось постановление Красноуфимского городского Совета от 1 февраля 1927 года. Текст постановления гласил: «В целях поднятия материального положения школы ввести плату за правоучение в школах I, IIступени и семилетках города в нижеследующих размерах: с рабочих, служащих, получающих от 75 до 100 р., -1 %; а свыше этого — 2 % от получаемого заработка, независимо от количества детей, обучающихся в школе; такую же плату брать с кустарей кооперативных и промысловых артелей; с лиц свободных профессий (врачей, юристов, торговых агентов, служителей религиозных культов) взимается плата 15 р. в год за обучение в школах Iступени, 30 р. - в семилетках; с лиц, владеющих торговыми, промышленными предприятиями, подрядчиков, крестьян, эксплуатирующих чужой труд, - от 50 до 80 р. в год за обучение в школах Iступени, от 50 до 100 р. - в школах IIступени и семилетках».
Освобождались от платы за обучение следующие категории граждан: дети, состоящие на иждивении; крестьяне, не пользующиеся наемным трудом; красноармейцы, представители командного, политического, административного, военно-морского, ветеринарного и медицинского состава Красной Армии и флота; инвалиды Красной Армии, флота; инвалиды труда и государственные пенсионеры; бывшие политкаторжане и политические ссыльные; студенты вузов из рабочих и крестьян, школьные врачи; круглые сироты и дети явно несостоятельных граждан.
Постановление о взимании платы за обучение было впервые утверждено 1 февраля 1927 года, но уже 8 февраля этого же года его исполнение было отменено. Однако 16 февраля 1927 года было вновь решено утвердить данное постановление, с одним лишь условием — изменением ставок взимания платы. Позже его исполнение было также отменено.
Так и остается загадкой: вступило ли оно в силу, платили ли родители за обучение своих детей в школах в 1930-е годы или нет.
Е.Ю. Федосеева, научный сотрудник Государственного архива в г. Красноуфимске
Источник: Городок. – 2013. – 30 авг. (№35). – С. 18
С середины двадцатых годов педагогическое учебное заведение набирает силу. Контингент год от года увеличивается: в 1925-26 учебном году обучается уже 167 человек, несмотря на тяжелые бытовые условия. У многих студентов не было даже смены белья, не говоря уже о приличной одежде и обуви: лапти, холщевые рубахи, залатанные зипуны. Для студентов надо было оборудовать общежития, столовую, баню, обеспечить постельными принадлежностями - необходимо было удержать принятый состав, добиться стопроцентной посещаемости. Вновь поступившие - в основном дети бедных крестьян, сироты, воспитанники детских домов, беспризорники. Стипендию получали не все, а иных средств существования у многих не было. Облегчал положение студентов принцип коллективного распределения стипендиальных средств, а также помощь учебного совхоза, за счет продуктов которого было организовано дополнительное горячее питание.
Но, преодолевая все эти трудности, число студентов росло и к 1930 году достигло 247 человек. Педтехникум превращается в крупное учебное заведение. В нем создаются новые отделения: дошкольное, политико-просветительное, полеводческое. Здесь устраиваются съезды-совещания учителей, политпросветработников, ликвидаторов неграмотности для обсуждения организационных и методических вопросов с целью повышения деловой и политической подготовки кадров.
С 1927 по 1935 годы Урал-Марийский педтехникум по заданию областных организаций осуществлял также проведение курсов по подготовке председателей и секретарей сельсоветов, секретарей партийных организаций колхозов, комсомольских работников, женорганизаторов, ликвидаторов неграмотности и др. Кроме того, техникум во время школьных каникул устраивал совещания-конференции учителей, оказывая им повседневную учебно-методическую помощь. Преподаватели принимали активное участие в обследовании марийских школ.