Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Это старинное двухэтажное кирпичное здание, которое теперь стоит на базарной площади, давно привлекало мое внимание. Несомненно, это был один из самых богатых домов города, а на улице Кленовской (Рогозинниковых) ему не было равных. И принадлежать он мог очень богатому человеку. Кому? Краеву? Белянину? Шевелину? Юшманову? Оболенскому?..

В газете «Вперед» 25 апреля 1995 года был помещен материал к 60-летию музыкальной школы, в котором приводились воспоминания учителей, начинавших работать с первых дней открытия школы в 1919 году. Мое внимание привлекли вот эти строки: «Позднее музыкальная школа переменила здание на более удобное (с залом и классами). Это был дом Шевелиных на Сенной площади у новой церкви...». Тот самый? Действительно, по документам тех лет где-то поблизости от этого места находился дом К. А. Шевелина, но значился он не на Сенной площади, а на Рогозинниковых, 10. В 60-х годах здание находилось вне рынка и числилось на Рогозинниковых, 16.

Но не это главное, что смущало. По документам дом Шевелина значился как полукаменный (т.е. верх у него был деревянным), а этот весь кирпичный. И только недавно в архиве наткнулся на такие строки: «Рогозинниковых, 10. Полукаменный двухэтажный, облицован кирпичом, бывший Шевелина Константина Артемьевича, золотопромышленника. В настоящее время занят жильцами» (ф-6, д.219, л.28). Вот оно что! «облицован кирпичом»! И хотя невозможно проверить, действительно ли у здания на базарной площади между штукатуркой и наружной кирпичной стеной еще и деревянная, думаю, можно считать, что это бывший дом К. А. Шевелина, брата владельца Натальинского стекольного завода. Но все же есть еще одна загадка, памятная доска на этом здании. «Здесь в 1907 году, была явочная квартира подпольной организации РСДРП». В доме золотопромышленника? Возможно ли такое?

Как видно из приведенного выше документа, в начале 20-х дом был занят жильцами, затем передан детсаду, сначала железнодорожному, потом городскому, и в этом качестве, под №115 просуществовал до 1972 года, пока не расширили рыночную площадь. Детсад стал магазином.

Обратим внимание на то, что богатые люди строили чаще дома полукаменные, а не каменные, некоторые имели по несколько домов и все полукаменные, как правило нижний каменный этаж использовался как магазин или подсобное помещение, а верхний (деревянный) под жилье. Очевидно, они считали, что в деревянном доме «дух» здоровее, чем в каменном.

 

Л.ЗЕЛЕНЦОВ,

Зеленцов Л.С. Загадки дома: дом на ул. Рогозинниковых // Вперед. - Красноуфимск, 1996. – 14 авг. - С. 2.

Преподаватель педагогического училища Л. С. Зеленцов много свободного времени отдает птицам, кольцует их, изучает, подкармливает зимой.

Леонид Сергеевич не раз выступал на страницах газеты, рассказывал о кольцевании птиц, об их разновидностях и повадках. Сейчас он ведет большую исследовательскую работу о названиях птиц. Предлагаем вниманию читателей отрывки из его работы.

Каждая птица получила название по какому-нибудь ее признаку. Кукушка, кряква, чекан — по крику. Малиновка, зеленушка, рябчик — по окраске оперения. Кедровка, овсянка, коноплянка, мухоловка — по излюбленной пище. Каменка, камышовка — по месту обитания. Вертишейка, поползень — по поведению. Шилохвость — по форме тела. Это самые простые примеры. Однако не всегда бывает понятно, почему наши предки обратили внимание именно на этот, а не на другой, более заметный признак.

В крике синицы слышится и «пинь-пинь-пинь», и «синь-синь-синь», и «зинь-зинь-зинь». Птицы одного и того же вида, обитающие в разных местах, поют и кричат не совсем одинаково. Зяблик в Белоруссии поет немного иначе, чем наш. Парижские вороны не совсем понимают московских (это установили при помощи магнитофонов). Всем известные курские соловьи — прекрасный пример такой географической изменчивости. Неудивительно, что одну и ту же птицу в разных местах зовут по-разному.

Синица в старые времена называлась зиницей. «Зиница» перешло в «синица», как полагают, под влиянием слова «синий», как попытка осмыслить непонятное слово «зиница». И хотя в окраске синицы нет синего цвета, «синица» вроде бы понятней, чем «зиница».

У каждой птицы есть несколько наборов звуков (криков, позывов), которыми она пользуется в разной обстановке. Так у скворца кроме песни есть посвист, похожий на свист озорного мальчишки, визг, означающий приглашение для сородичей; пронзительный стрекочущий крик — сигнал тревоги (например, если появилась кошка); крик, напоминающий голос перепуганного поросенка — сигнал бедствия (например, если птица попала в лапы кошки, в руки человека).