Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В локомотивном депо есть музей. Его активисты пытаются установить точную дату основания предприятия, но пока назвать ее не могут, так как существуют разные мнения. Редакция газеты «Вперед» попросила высказаться по этому поводу краеведа Л. С. Зеленцова.

Что за противоречиями?

В Красноуфимске пока не обнаружено документа, в котором бы точно указывалась дата окончания строительства и введения в эксплуатацию паровозного депо. Поэтому вынуждены судить об этом приблизительно, исходя из других документов, в которых упоминается станция Красноуфимск. В таких случаях обычно пользуются не одним источником, а обязательно несколькими, сопоставляя их. При этом часто выявляются противоречия, направляющие ход расследования в другом направлении. Поступим и мы таким же образом. Сначала сделаем выписки.

«За время первой мировой войны общество Московско—Казанской дороги практически не вело строительство новых линий. Участки Арзамас — Канаш и Юдино — Дружинино, постройка которых началась перед войной, были сданы в эксплуатацию уже в советское время, первый — в 1918, второй — в 1919 году» («Стальная магистраль Нечерноземья». Горький, 1983 г., стр. 28).

«Еще более сложное положение наблюдалось на линии Казань—Екатеринбург. Это единственная из крупных железнодорожных линий, введенная в строй в период гражданской войны... На линии Казань—Екатеринбург в дореволюционный период было сделано гораздо больше, чем на дороге Нижний Новгород—Котельнич, и ряд участков был готов к сдаче в эксплуатацию. Но разрушения из-за военных действий были так велики, что приходилось одну и ту же работу делать несколько раз» (там же, стр. 53).

«Летом положение Советской республики вновь серьезно осложнилось. По приказу Ленина необходимо было срочно, в течение двух суток, отправить по Московско—Казанской дороге из Казани одиннадцать воинских эшелонов через Москву на Петроград, и одиннадцать воинских эшелонов из Екатеринбурга по лини Казань — Екатеринбург... Скорость поездов была увеличена до 600 верст в сутки, а по линии Казань—Екатеринбург до 500. Операция по переброске войск началась вечером 10 июня, а уже в три часа ночи 12 июня последний эшелон был отправлен из Казани ранее расписания на 2 часа 14 минут» (там же, стр. 57).

К 100-летию со дня рождения К. Н.  Грязнова

Кенсорий Назарович Грязнов ро­дился 30 января (11 февраля) 1870 года в семье крестьянина Михайловского завода. С юных лет он был одним из главных «бунтовщиков» на заводе, за что и был в марте 1906 года «заключен под стражу в тюремный красноуфимский замок». Полиции пришлось заводить дело на К. Н. Грязнова и в 1908, и 1910 годах.

Грянул 1917 год. Кенсорий На­зарович — в гуще революцион­ных событий. В январе 1918 го­да на 1-м Красноуфимском съез­де Советов К. Н. Грязнов был избран в состав исполкома, а на заседании исполкома — первым председателем Красноуфимского уездного Совета.

Летом 1918 года на Урале уже шла гражданская война. Одно­временно с чехословацким мяте­жом на Южном Урале начались и кулацкие восстания в Крас­ноуфимском уезде. К. Н. Гряз­нов становится во главе ревкома, который организует красногвар­дейские отряды для борьбы с контрреволюцией. В это время бе­логвардейцы зверски расправля­ются с его семьей. В живых остался только сын Иван, ставший к осени 1918 года комбригом 4-й Уральской дивизии.       

С января 1919 года Кенсорий Назарович в Вятке. Он тяжело болен, но продолжает много работать.       

И в то время как полки его сына, И. К. Грязнова, успешно освобождали Урал, болезнь сделала свое дело.

Газета «Красный набат» от 2 июля 1919 года сообщала: «27 июня 1919 года после тяжелой болезни в Вятской губернской больнице скончался... Кенсорий Назарович Грязнов...

Спи спокойно, старый товарищ. Мы завтра от твоего имени скажем седым вершинам Урала:

Привет тебе, Красный Урал!»

А. НОВОКРЕЩЕНОВА

Календарь-справочник Свердловской области, 1970,  с. 32