Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В конце прошлого года общественность нашей страны широко отметила столетие со дня рождения выдающегося советского зодчего — академика Алексея Викторовича Щусева. Щусев оставил огромное наследие: свыше 150 проектов, десятки крупных сооружений, около ста печатных работ. Главным произведением Щусева, обессмертившим его имя, стал Мавзолей Владимира Ильича Ленина.

Мы вправе гордиться тем, что зодчий с мировым именем был и автором проекта Красноуфимского железнодорожного вокзала. Проект его был опубликован в десятом выпуске «Ежегодника общества архитекторов и художников» за 1915 год, С помощью работников городской библиотеки нам удалось получить из Свердловска эту книгу.

А. В. Щусев задумал спроектировать целый комплекс вокзалов по линии железной дороги Москва—Екатеринбург. Основная мысль заключалась в следующем. Казанский вокзал в Москве — главные «ворота на Восток», а остальные станции сделаны в стиле, соответствующем историческим особенностям области, пересекаемой в данном месте Казанской железной дорогой.

Красноуфимск, как первый от Москвы уральский город, получил вокзал, в архитектуре которого отразилась эпоха Петра I. Понятно, почему ни на одной станции нет больше такого вокзала. Это уникальное сооружение, и поэтому нам надо его беречь.

Сравнение с проектом показывает, что за 60 лет вокзал внешне не изменился, несмотря на неоднократные реконструкции. Скорее всего, это счастливая случайность. Нужно сделать так, чтобы в будущем никто не имел права самовольно изменять внешний вид вокзала, что-либо пристраивать к нему. Хорошо бы повесить со стороны перрона памятную доску, чтобы не только красноуфимцы, но и проезжие пассажиры знали, что Красноуфимский вокзал построен по проекту выдающегося архитектора А. В. Щусева, автора проекта Мавзолея В. И. Ленина.

Опубликованный в 10 выпуске «Ежегодника общества архитекторов и художников» за 1915 год проект называется «Проект станции Красноуфимск по линии Москва-Екатеринбург», а изображен на нем только вокзал. Почему так? Не ясно.

Если смотреть на вокзал с железнодорожных путей, отбросив мысленно все то, что было настроено вокруг и около него сравнительно недавно (ларьки, водоразборная колонка, пельменная), то обращает на себя внимание, что дома №№ 10, 12, 20, 22, 24 по улице Станционной удивительно сочетаются со зданием вокзала. Они образуют с ним единый ансамбль. Случайно ли это, пока неизвестно. Может быть, Щусев после опубликования проекта внес в него дополнения. А может быть, другие архитекторы внесли эти дополнения (проект частично осуществлен при участии архитекторов А. В. Снигарева, Э. Н. Норвета, В. И. Фидмана). Хорошо будет, если железнодорожникиразгадают эту загадку.

Кажется, никто еще не написал историю нашей железнодорожной станции. Во всяком случае, о ней ничего нет в музее локомотивного депо. Надеемся, что когда-нибудь этот пробел будет заполнен.

Л. ЗЕЛЕНЦОВ, Л. ХРАМОВ, преподаватели Красноуфимского педучилища.

Зеленцов, Л. С. Уникальное здание в Красноуфимске : железнодорожный вокзал / Л. Зеленцов, Л. Храмов // Вперед. - Красноуфимск, 1974. - 25 янв. - С. 4.

Эту птичку нет нужды описывать. Её все знают и любят. Но вряд ли кто скажет, что есть что-то об­щее между словами скворец и... сковорода. А они созвучны и родственны по происхождению. В толковом словаре В. Даля эти слова стоят в одном ряду (гнезде) со словами «сквара», «скварки» (шкварки, вытопки), «скварчитъ» — то есть шипеть, как жаре­ное на горячей сковороде.

В песне скворца, и правда, много потрескивания, прищелкивания (клювом), пришептывания, подобие причмокивания. Кажется, он помогает себе петь всем телом, особенно крылья­ми. Он и впрямь скварчит, как яичница на горячей сковороде. Трудно в наших краях найти дру­гую птицу, которую мож­но было бы назвать сквор­цом. Да и в этих краях среди наших пернатых у скворца обыкновенного нет близких родственников: они все живут на юге.

Какой-то шутник на­звал скворца мастером жанра музыкальной пародии, подчеркнув этим его поразительную склон­ность к передразниванию. Чего только не услышишь от него: скрип несмазанной двери, мяуканье кошки, кудахтанье курицы, голо­са других птиц и многое другое (иногда непонятное нам, услышанное им в теплых странах).

Идешь, бывало, по де­ревенской улице и вдруг слышишь озорной мальчишечий свист. Оглянешься. А это он — скворец-про­казник! Сам я не слышал, но рассказывают, что ино­гда скворец вплетает в свою песню даже отрывки из популярных мелодий. Выкармливание птен­цов у скворцов продолжа­ется 3 недели. Это очень трудное для родителей время, может быть бо­лее трудное, чем перелет из теплых стран к нам на родину. Судите сами: «ра­бочий день» у них продол­жается 17—18 часов. За это время каждый из родителей 150—190 раз приносит в гнездо корм, летая за ним до километ­ра и более от гнезда. И. Заянчковский в своей замечательной книге «Враги наших врагов» рассказывает, что однаж­ды натуралисты наблюда­ли, как пара скворцов за день перетаскала в скво­речник 800 личинок, глав­ным образом, майского жука (15—20 тысяч на­секомых уничтожают скво­рцы за период выкармли­вания птенцов). После вылета птенцов старые и молодые скворцы больши­ми стаями кочуют по ле­сам, лугам, полям, не ос­тавляя без внимания, ка­жется, ни одного закоул­ка. Можно себе предста­вить, какое огромное ко­личество наших врагов они при этом уничтожают, если стая иногда насчиты­вает по несколько тысяч птиц.

Теплым и солнечным сентябрьским днем скворец еще раз пропоет свою, как говорят, прощальную песню и улетает в теплые края. Молодые летят раньше старших.

Куда они улетают? Мо­жет быть, в Северную Аф­рику или на побережье Средиземного моря. Там зимуют скворцы. А мо­жет быть в Болгарию? Мне самому в 1946 году приходилось видеть в ок­рестностях г. Пловдива на берегу реки Марицы стаи зимующих скворцов. Но из каких краев они ту­да прилетели, я не знаю. Может это, и были сквор­цы, прилетевшие с Урала.

Л. ЗЕЛЕНЦОВ

Зеленцов, Л. С. Скворец // Вперед. - Красноуфимск, 1972. - 21 апр. – С. 4