Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Красноуфимский уезд был известен именами неординарных личностей, активная и плодотворная деятельность которых на общественном поприще вошла в историю нашего края. В числе их были гласные уездного собрания, учителя, врачи, состоятельные люди - купцы, землевладельцы, промышленники. Среди них редко упоминается имя Альфонса Фомича Поклевских-Козелл. А ведь он бывал в Красноуфимске, здесь имел винные склады (сейчас там ремзавод), дом, где был старый нарсуд. Владелец соседнего Тюшевсного завода заезжал к Голубцовым лишь несколько раз в связи с заключением договора о долгосрочной аренде Александровского винокуренного завода: «Поклевский приезжал с семейством в свой дом (22.07.1872): ночью Поклевский приехал (06.10.1872). Барин взяли меня и поехали к Поклевскому (04.12.1873)» - это в Красноуфимск, где у него все же был дом, а также был дом в с. Александровском, где его талицкие люди работали на арендованном винокуренном заводе.

Сами Поклевских-Козелл считали себя родовитыми поляками, хотя не скрывали, что выводят свой род из России. Их предок, некто Пётр Козлов, был «диссидентом» времен Ивана Грозного. Перешел на польскую сторону, за службу польскому королю получил имение Поклево (1). Предание, сохранившееся в семье Поклевских, объясняет семантику фамилии и имения просто: «под кленом». Так возникло образование Поклевские (от имения) - Козелл (от Козлова). Иногда эта фамилия писалась «Козелло-Поклевские», что диктовалось региональными условиями. Впоследствии Поклевских-Козелл часто подписывались только как Поклевские, реже, как Козелло. Это объяснялось необходимостью соблюдения порядка в финансовых документах. Интересная подробность. В Народной Польше после Второй мировой войны началась борьба с различными проявлениями аристократии, в том числе с двойными фамилиями. Власти потребовали от носящих двойные фамилии отказаться от одной из ее частей. Прошла даже кампания по смене паспортов. Таким образом, многие из Поклевских-Козелл ныне свои фамилии пишут лишь как Поклевские. От этих корней был тот самый Альфонс Фомич, о котором и его отпрысках речь пойдет дальше.

Родился он в 1809-м. Происходил из дворян Лепельского уезда Витебской губернии. Образование получил в Полоцком пиаристском училище и в Виленском университете. Карьеру себе сделал в империи. География его службы такова: Санкт-Петербург, в ведомстве госконтроля по департаменту морских отчетов (1830-й); Астрахань (1831-й) - столоначальник по рекрутскому присутствию; Томск (1834-й) - в должности общего губернского управления; снова Питер (1835-й) - в департаменте исполнительной полиции МВД, после здесь же - чиновник особых поручений; Тобольск (1838-й) - асессор (казенной палаты, которая занималась реестром доходов и расходов казначейства, опекала торговлю вином и солью). В заштатный Тобольск успешный молодой поляк попал после такого происшествия; на одном из званых вечеров кто-то из представителей императорских кровей нанес ему словесное оскорбление, за что был выброшен в окно. За время тобольской службы он заимел обширные связи, так как пути-дороги не единожды проехал по губерниям - Тобольской, Томской, Пермской. Размах его деятельности поражает: строил пароходы, искал золото, доставлял казенные грузы. «Совершенно неизвестно, когда он спал и вообще отдыхал. Только немногие знали, как работает этот миллионер и с какой осторожностью ведет он дела».

В 2019 году, в День города Красноуфимска, ожидается двойной праздник. В этом году отмечается 100-летие прихода первого поезда на станцию Красноуфимск и 100-летие красноуфимских железнодорожных предприятий: дистанции сигнализации и блокировки (ШЧ-14) и локомотивного депо, которое теперь реструктуризировано на три предприятия (ТЧЗ-16, СЛД-61, ТМХ Сервис), а в годы становления просто паровозного депо станции Красноуфимск, в те времена (1919 год) Казанбургской железной дороги.

Этой статьёй мы открываем серию публикаций об истории строительства Казанбургской железной дороги, об истории возникновения железнодорожных предприятий и о славных династиях красноуфимских железнодорожников.