Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

"Мы покроем все страны железнодорожными путями - Урал, Волгу и Вислу, мы свяжемся с обеими столицами. Из Петербурга магической силой паров вы домчитесь в три дня до Парижа. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Непобедимые локомотивы прорежут прерии и саванны обеих Америк. Мы победим пространство и время", - Франс Антон Рерстнер (1796-1840 г.), чешский инженер, профессор Венского политехнического института.

1837 г. (30.10.-11.11) - 175 лет официальному открытию движения по Царско-Сельской железной дороге от Санкт-Петербурга до Царского Села - 5 в Европе и 6 в мире. Длина линии составила 23 км. (21 версту и 294 саженей). Этот день считается началом регулярных пассажирских сообщений. Первый поезд провел автор эпиграфа и создатель первой железной дороги в России.

1842 г. - 11 августа этого года, 170 лет назад, в составе управления путей сообщения публичных зданий образован "Департамент железных дорог".

1852 г. -160 лет назад построен первый каменный вокзал в Санкт-Петербурге.

1857 г. - Александром II утвержден "Устав главного общества железных дорог России"

1862 г. - в России построены первые железнодорожные тоннели на Петербургско-Варшавской железной дороге - на подходе к городу Ковно (1280 м) и городу Вильно (430 м).

В России завершено строительство Московско-Нижегородской железной дороги. 1 (13) августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода отправили первый поезд с пассажирами и грузом для открывшейся Нижегородской ярмарки. В России выпущен первый вагон - ледник.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу. (С. Есенин)

В постсоветский период происходит интересное явление - возрос интерес к истории "малой родины": проводятся дни деревень (даже давно исчезнувших), сел, поселков, составляются родословные, выходят сборники об отдельных поселениях, районах. С интересом прочитал из этой серии сборник "Бисерть (железо, лес, земля и люди", автор - Р.А. Печуркина, Екатеринбург, "Сократ", 2013 год. Признавая бесспорную ценность этого издания, не могу не поставить вопрос: истинна ли дата 1735 год, которую считают годом основания этого поселения. Известно, что Горнозаводская линия была сооружена по указанию начальника Уральских горных заводов В.Н. Татищева. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году сухопутное сообщение с центральной Россией выпрямилось - путь пошел на Подволошную, Уткинскую слободу, на Гробово Поле, Бисерть, а оттуда на Кунгур и Егоршинский завод и на Казань. В указе от 19.02.1747 года "О содержании крепостей в заводском ведомстве" было сказано, что "из крепостей до сего построенных при пограничных (!) местах для охранения от бунтующих воров башкирцев за нужно признается содержать с положенным при них военным снарядом по Кунгурской дороге при Гробовом Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисертскую и Ачидскую". (ГАСО, ф. 34. оп. 1, д. 84, л. 69.)

Касательно дат основания указываются: 1723 год - острожки Кленовской и Гробовский, 1734 - Киргишанский, 1735 - Бисертский, и после под Березовой Горой в 14 верстах от Киргишанской ставится Березовая Застава: "Прежде между станциями Кленовской и Киргишанской на расстоянии 32 верст не было перемены лошадей, переезд же через гору, особенно во время весенней и осенней распутицы, затруднен: это и заставило устроить промежуточную станцию". Первоначально упомянутые были острожками и крепостицами Горнозаводской линии: "Крепость - стратегический пункт с воинским гарнизоном, имеющим долговременную, укрепленную из камня, земли, оборону из стен и валов, хорошо вооруженным запасами, имеющим самостоятельное управление. Острог - воинское поселение, обнесенное деревянной оградой, стена устроена из кольев, заостренных кверху, проживали здесь воинские люди, занимающиеся охраной обозначенных рубежей, ремеслом, земледелием, содержанием дорог, охраной почтовых станций". Надо напомнить, что обустройство Большого Сибирского (Московского) тракта происходило в 1745-1783 годах, а в 1798-1811-м он был реконструирован: его расширили, окопали канавами с двух сторон, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем, на речках возвели добротные места, этот тракт находился в хорошем состоянии, пока не был перегружен транспортом. Что касается Сибирского тракта, то он был пущен в 1781 году, а официально утвержден "государевой" дорогой в 1783-м, хотя этот еще не обустроенный маршрут использовался где-то с 1745-го, а безвинно можно было ездить с 1863-го.

А история Большого Сибирского тракта такова.

Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинс-кий договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12(22)ноября 1689 вышел указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге. При Петре Iпуть из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в "Житии" и во второй части "Робинзона Крузо".

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславовичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Бурипский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта, закончено оно было только в середине XIXвека. Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козмодемьянск. Казань. Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. Тобольск, Большие Уки (Рыбино), где создан музей-заповедник "Московско-Сибирский тракт". Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган - крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. В середине XVIIIв. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее, как ранее. В конце XIXвека Сибирский тракт уже не мог - удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали...