Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Рассказы о знатных земляках

Порой меня друзья за чашкой чая
Кольнут: опить, мол, пишешь про Урал.
Ах, если б жить, лишь горы замечая!
Урал — и труд, и праздник, и металл.
Урал— и край, где песни любят люди,
Лишь дверь открой — и слышится строфа,
Как в гулких домнах закипают руды,
Как воды вдаль несет река Уфа.
Река и та расскажет, если нужно,
Про этот край, широкий, точно мир,
Как крепнет в нем под солнцем светлым дружба
Татар, марийцев, русских и башкир.

Это стихи поэта, члена Союза писателей, лауреата премии Ленинского комсомола Марийской АССР имени Олыка Ипая, нашего земляка — уроженца деревни Сарсы-Первые Семена Васильевича Николаева. Мне довелось расти с ним вместе, провести рядом студенческие годы. Это время — одно из самых важных в жизни С. Николаева: ведь именно тогда закладывались основы будущей художественной «лаборатории» поэта, именно отсюда, из этих детских и юношеских впечатлений, берут начало темы, которые станут главными в творчестве поэта: любовь к родному краю, к матери, интерес к молодежи и ее проблемам.

В нашем школьном музее в Сарсах-Первых хранится письмо С. В. Николаева, присланное им из Йошкар-Олы. Семен Васильевич рассказывает в нем о своем жизненном пути. Начиняется письмо так: «Родился я 7 сентября 1936 года в деревне Сарсы-Первые. В школу пошел с опозданием на полтора месяца: был занят на своей пастушьей должности...»

...А в доме родителей будущего поэта Миклая и Мурзии Васькиных деревню называли по-марийски: Сарсадэ. И это певучее название стало для Николаева символом Родины. Он ничем не отличался от других ребятишек, рос любознательным и пытливым.

Начальную школу будущий поэт закончил с похвальной грамотой и первой в его жизни премией — коробкой разноцветных карандашей. Учебу Семен продолжил в Большетавринской семилетке.

Преподавателем марийского языка в семилетке был отличный педагог Илья Васильевич Васильев. Он и сам писал, и ребят приучал к самостоятельному художественному творчеству. Его ученики выполняли много творческих работ, пробовали силы в поэзии. Ведь не случайно С. В. Николаев отмечал: «Поэзия очаровала меня в семилетке».

В 1952 году после окончания школы перед шестнадцатилетним Семеном встал вопрос о выборе жизненного пути. Колебания были недолгими: он решил идти дорогой любимого учителя. Благодаря отличному аттестату его без экзаменов приняли в Краснокамское педагогическое училище.

Жизнь щедро дарила Семену Николаеву встречи с хорошими людьми. Вот и здесь, в училище, он встретился с другим великолепным преподавателем марийского языка и литературы Иваном Васильевичем Васильевым. Иван Васильевич приливал студентам любовь к марийскому народному творчеству. В литературном кружке изучали структуру, художественные особенности и композицию литературных произведений. Все это было хорошей школой для развивавшегося таланта Семена Николаева.

В годы учебы Семена Васильевича в педучилище в общеучилищной стенгазете «Молодой учитель» часто публиковались его стихи. Он был редактором этой газеты, и мне приходилось много беседовать с ним — я была в газете техническим секретарем. Кроме этого, Семен Николаев был старостой литературного кружка. Здесь, в кружке, он читал свои новые стихи.

Но особенно яркие воспоминания сохранились у меня от выступлений Николаева на конкурсах художественной самодеятельности. Он выходил на сцену, коренастый, русоголовый, внешне спокойный, со слабым от волнения румянцем на добродушном лице и с чувством, осторожно, но сильно произнося слова, как бы взвешивая их в тишине, читал свои стихи. А через несколько минут, уже сбросив напряжение, которое возникает у автора при встрече со слушателями или читателями, па той же сцене он азартно отплясывал марийские танцы.

В 1956 году в жизни Семена произошло сразу три важных события: он с отличием закончил педагогическое училище, сразу поступил на филологический факультет Марийского государственного пединститута в Йошкар-Оле, и в этом же году вышло его первое в печати стихотворение. После этого его произведения стали печататься в газетах и журналах.

«В институте я стал добровольным и очень счастливым «рабом» поэзии, — признавался С. В.   Николаев.

С 1956 года вышло семь сборников стихотворений, поэм и песен Семена Васильевича. В 1968 году его приняли в Союз писателей, а в 1970 за сборники «Окрыленные» и «Восемнадцатилетние» (на марийском языке) Марийский обком ВЛКСМ удостоил поэта премии имени Олыка Ипая.

«Известие об этом принял с радостью, но и с большой долей трепета за свое будущее — отныне тема комсомола, молодежи для меня должна стать не только увлечением, но и обязанностью», — вспоминает поэт.

В творчестве поэта уже четко определяются ведущие темы. Деревня Сарсадэ, гора Сюремда, клокочущий стройками, не по дням, а по часам растущий город Первоуральск, где поэту часто приходилось бывать — это далеко не все окна, через которые читатели видят великолепные уральские пейзажи, людей Урала, о которых восторженно говорит лирический герой сборника «Окна моего детства».

Одна из тем, особенно почитаемых поэтом, — тема матери, женщины, любви. В эпическом произведении «Менсуло» он пишет о нелегкой жизни марийской деревни в прошлом, о необыкновенной жизненной, внутренней силе марийской женщины. Поэма «Беспокойная пора» — обращение со словами любви и уважения к матери:

Мама!
Человечество тебя во все времена
Как утреннее солнце, в сердце хранит…

Есть у С. В. Николаева и своя лениниана. Содержательные, теплые стихи о вожде создают образ Ленина-борца и Ленина-человека.

Произведения нашего земляка — это летопись жизни Урала и марийского края. Чуткие, мягкие, эти стихи способны успокоить, утешить в трудную минуту, помочь перенести тяжелый удар в жизни. Я часто перечитываю их, вспоминая трудные, но веселые студенческие годы — самую бурную и красивую пору жизни, время «начала всех начал».

К.  ПАШИЕВА, учительница  Сарсинской школы.

// Вперед. – 1980. – 30 авг. – С. 2