В Красноуфимской городской библиотеке историческая повесть Владимира Юрезанского «Исчезнувшее село» на полках не залеживается. Об этом можно судить по состоянию книги, которая побывала во многих руках. Автор со всей силой своего таланта рассказывает о горькой судьбе жителей украинского села, которые в угоду дикого помещичьего произвола вынуждены были оставить на сожжение родные хаты.
Владимир Юрезанский написал не только повесть «Исчезнувшее село». В его библиографии вы встретите книги «Ржи цветут», «Зарево над полями», «Зной», сборники рассказов «Могила в огнях», «Митька-химик» и другие произведения.
Богата литература и о нем самом, о его сочинениях. Рецензии на книги В. Юрезанского публиковались в двадцатых и в начале тридцатых годов в журналах «Красная новь», «Звезда», «Книгоноша», «Печать и революция».
Его имя можно встретить в первом издании Большой Советской Энциклопедии.
Писатель Владимир Юрезанский в какой-то мере дорог и нам, красноуфимцам. Он жил в нашем городе, учился в общеобразовательных классах промышленного училища. Здесь он начинал свой литературный путь, здесь познал полицейскую камеру.
Владимир Юрезанский — литературный псевдоним Владимира Тимофеевича Носа.
Владимир Нос приехал в Красноуфимск из деревни Пичугино, Златоустского уезда, Уфимской губернии, чтобы поступить в общеобразовательные классы промышленного училища. В автобиографии, которая опубликована в челябинской газете Уральская новь» в ноябре 1965 года, Владимир Тимофеевич об этом периоде своей жизни рассказывает так:
«Я родился 23 января (5-го февраля нового стиля) 1888 года в деревне Пичугино, Златоустовского уезда. Учился в народно-приходской школе в мордовском селе Михайловском в трех верстах от нашей деревни... Затем поступил в двухклассное училище в селе Тастубу в семнадцати верстах от Пичугина. Там принял ко мне большое участие школьный попечитель старик-лесничий, который на свои деньги послал меня в Красноуфимское реальное училище. К сожалению, через два с половиной года человек этот умер, и я очутился в Красноуфимске без всяких средств к жизни. Учился я хорошо, был первым учеником из класса в класс, и мне помог директор училища: он вызвал меня в кабинет и приказал мне заниматься с двумя отстающими моими одноклассниками, за что я получал по пять рублей в месяц с каждого ученика. Это мой первый заработок. При дешевизне красноуфимской жизни десяти рублей вполне хватало на стол и комнату».
Таким образом, с четвертого класса ученик Владимир Нос становится настоящим репетитором. Только на это он мог жить и продолжать учение. Репетиторство выматывало силы, отнимало все время, не давало возможности читать, изучать историю, которая влекла его с ранних лет. Вечная спешка с одного урока на другой действовала на него угнетающе.
В одном находил Владимир Нос отдых и утешение — в стихах. Они рождались у него, когда ему хотелось сказать свое слово обо всем, что окружало его, что влекло непреодолимой силой. «Пробовали» себя в литературе и другие ученики училища. Так возник рукописный журнал «Луч». Издавал его Владимир Нос. Было выпущено несколько номеров.
В конце ноября 1907 года, когда Владимир Нос уже учился в седьмом, последнем классе училища, в его комнату, которую он снимал, заявились жандармы, произвели обыск и взяли несколько номеров «Луча». Недели через три Владимир Нос был выслан административном порядком в Иркутск. Жандармы нашли в ученическом журнале сочинения, пронизанные духом первой русской революции.
Из Иркутска Нос возвращается. Но только не в Красноуфимск, а в Челябинск. Через год ему удалось выдержать экзамен экстерном за весь курс средней школы. В Челябинске Владимир Нос сотрудничает в газете «Голос приуралья», его фельетоны, рассказы, литературно-критические статьи чаще всего появлялись под псевдонимом Антон Горемыка, В. Гамаюн, А. Шеломов, В. Юрезанский. И только стихи он подписывал настоящей фамилией — В. Нос.
В Челябинске активную поддержку ему оказал известный уральский писатель А. Г. Туркин. С его помощью Владимир Нос выходит на страницы столичной партийной прессы, публикует свои стихотворения в «Правде».
Челябинский литератор Александр Андреевич Шмаков, сделавший очень многое по изысканиям творческого наследия В. Юрезанского, например, пишет в третьем номере текущего года журнала «Урал».
Выход на страницы партийной газеты, где печатались широко известные поэты Ф. Шкулев, С. Ганьшин, творчество которых было близко В. Носу, окрылил молодого автора, вселил в него надежду и уверенность.
Вскоре у В. Носа появляется стихотворение «Болото» за подписью Вл. Ю-с-кий, до сих пор значащееся в сборнике «Революционная поэзия», как стихотворение неизвестного автора. В стихотворении наиболее ярко и выразительно чувствуется иносказательность, так присущая языку «Правды» тех лет.
Но и в топях болота,
Я знаю, свершается дружно работа,
Работают дружно ключи!
Настанет пора, и на смену трясине
Заблещет лазурью в цветущей
долине
Зеркального озера гладь.
Дружней же, ключи,
совершайте работу!
Зловонной трясине, гнилому болоту
Недолго уж гибели ждать.
В августе 1915 года с четвертого курса Петроградского политехнического института В. Нос был призван на войну. К этому времени он написал и напечатал несколько рассказов. Это было самое дорогое, что приходилось терять. Перед отправкой на фронт, в том смутном состоянии расставания с жизнью, какое знакомо каждому, кто покидал тогда мирный труд, он послал Максиму Горькому вырезки своих первых рассказов. Дней через шесть-семь пришел ответ. Письмо Горького кончалось словами: «Хотелось бы повидать вас. Позвоните и приходите, когда вам будет можно».
Встреча с Алексеем Максимовичем Горьким оставила у Владимира Тимофеевича глубокий след. Великий писатель напутствовал:
— Так помните. Жить, работать, учиться, не терять ни одного часа, уметь все видеть и все помнить. Мы еще не раз увидимся с вами.
«Потом, когда кончилась первая империалистическая война, — пишет в своей биографии Владимир Нос, — я посылал Алексею Максимовичу каждую мою новую книгу. И на каждую он отвечал внимательным письмом...».
В феврале будущего гола исполняется 80 лет со дня рождения В. Л. Юрезанского, следует надеяться, что общественность нашего города отметит эту дату.
Владимира Тимофеевича сейчас нет в живых. Он скончался в 1957 году.
А. МОЖАЕВ.
// Вперед. – 1967. – 20 дек.