Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Отечественная война 1914 года породила массу проблем. Государь Император в своем обращении к россиянам просил в переживаемое страной трудное время оказывать посильную помощь. Красноуфимский уезд выполнял и военные заказы, и размещал на своей территории беженцев из Прибалтики и Польши. Оказывали всевозможную помощь семьям воинов, находящихся на фронте или ставших инвалидами от полученных ранений. Помощь требовалась и детям погибших на полях сражений, особенно в многодетных семьях, которых в то время было немало. Так бывший инспектор народных училищ Красноуфимского уезда А. Г. Бессонов пожертвовал принадлежащее ему имение в селе Дружино-Бардымском для устройства приюта для детей воинов, павших в 1914-1915 годах. Особенно в трудном положении оказались в период уборки хлебов те семьи, где трудоспособные мужчины были на фронте и не было средств, чтобы нанять кого-либо.
Когда появился в нашем городе первый студенческий отряд? В Красноуфимском государственном архиве есть документы, дающие ответ. Сохранился отчет директора Красноуфимского Промышленного училища В. Новикова, направленный в Красноуфимскую Уездную Земскую управу «О работахъ дружины изъ учащихся города Красноуфимска Для уборки хлебов въ 1915 г. на поляхъ доблестныхъ защитниковъ Родины».
18 июня 1915 года педагогический совет промышленного училища на специальном заседании решил, что священный долг каждого - помогать кто чем может тем семьям, где мужчины ушли на фронт. «Дабы они зная, что Родина печется об их семействах, со спокойным духом могли довершить великое дело защиты отечества от жестокого врага». Постановили; опросить родителей и самих учащихся технических и общеобразовательных классов, кто из них пожелал бы добровольно принять участие в полевых работах по уборке хлебов в тех крестьянских хозяйствах, в которых из-за ухода мужчин в действующую армию не хватает рабочих рук. Из пожелавших работать организовать дружину, «технический надзор за исполнением полевых работ» поручить заведующему учебной фермой преподавателю технических классов Петру Владимировичу фон Берингу.
Довольно быстро дружина была организована. В ее состав вошли 19 учащихся первого сельскохозяйственно-технического класса, 16 человек из второго сельскохозяйственно-технического класса и 5 учащихся общеобразовательных классов.
Кроме того, в городе нашлись еще желающие. Это были 8 учащихся высшего начального училища и 4 народных учителя. Всего в отряде собралось 52 человека.
По ходатайству директора Промышленного училища Земская управа указала те крестьянские хозяйства, в которых не хватало рабочих рук. Руководителю отряда Земская управа выдала в виде аванса 75 рублей на расходы, связанные с продовольствием для учеников и для покупки некоторых материалов.
Вместо предисловия
Несколько раз начинал я писать о жизни Красноуфимского педагогического училища в 1950-60-х годах, но все откладывал, не решался продолжать, Получалось, что рассказывать придется о забытых, утраченных традициях. Большей части из того, что было лучшего в те годы, чем мы гордились, теперь в училище нет. И это могли бы расценить как упрек нынешнему руководству, а мне не хочется, чтобы у кого-нибудь сложилось такое впечатление.
Однако, поразмыслив, я пришел к выводу, что большая часть традиций 50-60-х годов исчезла по объективным причинам. Если бы сейчас в училище работали те же преподаватели, что и 20—30 лет назад, то и им не удалось бы сохранить некоторые традиции.
Может возникнуть вопрос: а почему именно я взялся за описание жизни Красноуфимского педучилища тех лет? По какому праву? Отвечаю: не только я один. В нашем музее есть много воспоминаний, в том числе и об этом периоде. Жизнь училища очень разнообразна, и один человек все описать не в состоянии. Никогда не возьмусь рассказывать, например, о вокальных зарядках, когда и течение многих лет каждое утро все училище выстраивалось в коридоре и 15-20 минут пело вокальные упражнения. Не буду, потому что лично не имел к этим зарядкам никакого отношения. О них подробно написано в брошюре П. И. Осокина.
Не буду писать и о комсомольской и профсоюзной работе, к которой не имел прямого отношения. Отмечу только, что в те годы секретарь комитета комсомола и председатель профкома избирались из учащихся. Они не освобождались от учебы, их работа не оплачивалась. Были курсовые комсомольские бюро, их секретари входили в состав общеучилищного комитета. Считалось, что работа на первом и четвертом курсах требует разных методов, да и по содержанию она отличается. Словом, много интересного, о чем надо бы рассказать, но я не буду, не считаю себя вправе. Но были дела, о которых я знаю лучше, чем кто-либо другой, да, похоже, и рассказать о них кроме меня некому («Иных уж нет, а те далече...»).
Я связан с Красноуфимским педучилищем вот уже почти полвека. Мне есть что вспомнить, с чем сравнить. В 1942 году поступил в него, в 1945-м окончил. Тогда принимали после семилетки и обучали 3 года. Затем 6 лет службы в армии, но связи с училищем не терял. Когда после 5 лет службы впервые (!) приехал в отпуск, первый визит нанес, конечно же, училищу. В те дни проходила предвыборная кампания, в кабинетах напротив кубовки (теперь кабинеты № 9 и 10) был оборудован агитпункт, шла репетиция концерта. Я взял инструмент, на котором играл в оркестре до армии (домра-бас) и… все 10 дней отпуска провел на репетициях и концертах перед избирателями.
Спустя год демобилизовался и опять пришел в училище. Меня пригласили в кабинет директора, Кроме Валентины Александровны Бобиной там были завуч Леонид Георгиевич Чепелев, руководитель музыкальной работы Павел Иванович Осокин. Стали расспрашивать о планах — как собираюсь жить, чем заниматься. И вдруг предложили работу преподавателя музыки. Я растерялся, не знал, что ответить.
— Можешь научить играть, как сам играешь? — спрашивают.
— Всех, вероятно, не смогу, нужны ведь способности, — отвечаю.
— Ну, всех-то и мы обучить не сможем тому, что сами умеем, — заметил П. И. Осокин. Я согласился.