Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Эту птичку нет нужды описывать. Её все знают и любят. Но вряд ли кто скажет, что есть что-то общее между словами скворец и... сковорода. А они созвучны и родственны по происхождению. В толковом словаре В. Даля эти слова стоят в одном ряду (гнезде) со словами «сквара», «скварки» (шкварки, вытопки), «скварчитъ» — то есть шипеть, как жареное на горячей сковороде.
В песне скворца, и правда, много потрескивания, прищелкивания (клювом), пришептывания, подобие причмокивания. Кажется, он помогает себе петь всем телом, особенно крыльями. Он и впрямь скварчит, как яичница на горячей сковороде. Трудно в наших краях найти другую птицу, которую можно было бы назвать скворцом. Да и в этих краях среди наших пернатых у скворца обыкновенного нет близких родственников: они все живут на юге.
Какой-то шутник назвал скворца мастером жанра музыкальной пародии, подчеркнув этим его поразительную склонность к передразниванию. Чего только не услышишь от него: скрип несмазанной двери, мяуканье кошки, кудахтанье курицы, голоса других птиц и многое другое (иногда непонятное нам, услышанное им в теплых странах).
Идешь, бывало, по деревенской улице и вдруг слышишь озорной мальчишечий свист. Оглянешься. А это он — скворец-проказник! Сам я не слышал, но рассказывают, что иногда скворец вплетает в свою песню даже отрывки из популярных мелодий. Выкармливание птенцов у скворцов продолжается 3 недели. Это очень трудное для родителей время, может быть более трудное, чем перелет из теплых стран к нам на родину. Судите сами: «рабочий день» у них продолжается 17—18 часов. За это время каждый из родителей 150—190 раз приносит в гнездо корм, летая за ним до километра и более от гнезда. И. Заянчковский в своей замечательной книге «Враги наших врагов» рассказывает, что однажды натуралисты наблюдали, как пара скворцов за день перетаскала в скворечник 800 личинок, главным образом, майского жука (15—20 тысяч насекомых уничтожают скворцы за период выкармливания птенцов). После вылета птенцов старые и молодые скворцы большими стаями кочуют по лесам, лугам, полям, не оставляя без внимания, кажется, ни одного закоулка. Можно себе представить, какое огромное количество наших врагов они при этом уничтожают, если стая иногда насчитывает по несколько тысяч птиц.
Теплым и солнечным сентябрьским днем скворец еще раз пропоет свою, как говорят, прощальную песню и улетает в теплые края. Молодые летят раньше старших.
Куда они улетают? Может быть, в Северную Африку или на побережье Средиземного моря. Там зимуют скворцы. А может быть в Болгарию? Мне самому в 1946 году приходилось видеть в окрестностях г. Пловдива на берегу реки Марицы стаи зимующих скворцов. Но из каких краев они туда прилетели, я не знаю. Может это, и были скворцы, прилетевшие с Урала.
Л. ЗЕЛЕНЦОВ
Зеленцов, Л. С. Скворец // Вперед. - Красноуфимск, 1972. - 21 апр. – С. 4
В конце прошлого года общественность нашей страны широко отметила столетие со дня рождения выдающегося советского зодчего — академика Алексея Викторовича Щусева. Щусев оставил огромное наследие: свыше 150 проектов, десятки крупных сооружений, около ста печатных работ. Главным произведением Щусева, обессмертившим его имя, стал Мавзолей Владимира Ильича Ленина.
Мы вправе гордиться тем, что зодчий с мировым именем был и автором проекта Красноуфимского железнодорожного вокзала. Проект его был опубликован в десятом выпуске «Ежегодника общества архитекторов и художников» за 1915 год, С помощью работников городской библиотеки нам удалось получить из Свердловска эту книгу.
А. В. Щусев задумал спроектировать целый комплекс вокзалов по линии железной дороги Москва—Екатеринбург. Основная мысль заключалась в следующем. Казанский вокзал в Москве — главные «ворота на Восток», а остальные станции сделаны в стиле, соответствующем историческим особенностям области, пересекаемой в данном месте Казанской железной дорогой.
Красноуфимск, как первый от Москвы уральский город, получил вокзал, в архитектуре которого отразилась эпоха Петра I. Понятно, почему ни на одной станции нет больше такого вокзала. Это уникальное сооружение, и поэтому нам надо его беречь.
Сравнение с проектом показывает, что за 60 лет вокзал внешне не изменился, несмотря на неоднократные реконструкции. Скорее всего, это счастливая случайность. Нужно сделать так, чтобы в будущем никто не имел права самовольно изменять внешний вид вокзала, что-либо пристраивать к нему. Хорошо бы повесить со стороны перрона памятную доску, чтобы не только красноуфимцы, но и проезжие пассажиры знали, что Красноуфимский вокзал построен по проекту выдающегося архитектора А. В. Щусева, автора проекта Мавзолея В. И. Ленина.
Опубликованный в 10 выпуске «Ежегодника общества архитекторов и художников» за 1915 год проект называется «Проект станции Красноуфимск по линии Москва-Екатеринбург», а изображен на нем только вокзал. Почему так? Не ясно.
Если смотреть на вокзал с железнодорожных путей, отбросив мысленно все то, что было настроено вокруг и около него сравнительно недавно (ларьки, водоразборная колонка, пельменная), то обращает на себя внимание, что дома №№ 10, 12, 20, 22, 24 по улице Станционной удивительно сочетаются со зданием вокзала. Они образуют с ним единый ансамбль. Случайно ли это, пока неизвестно. Может быть, Щусев после опубликования проекта внес в него дополнения. А может быть, другие архитекторы внесли эти дополнения (проект частично осуществлен при участии архитекторов А. В. Снигарева, Э. Н. Норвета, В. И. Фидмана). Хорошо будет, если железнодорожникиразгадают эту загадку.
Кажется, никто еще не написал историю нашей железнодорожной станции. Во всяком случае, о ней ничего нет в музее локомотивного депо. Надеемся, что когда-нибудь этот пробел будет заполнен.
Л. ЗЕЛЕНЦОВ, Л. ХРАМОВ, преподаватели Красноуфимского педучилища.
Зеленцов, Л. С. Уникальное здание в Красноуфимске : железнодорожный вокзал / Л. Зеленцов, Л. Храмов // Вперед. - Красноуфимск, 1974. - 25 янв. - С. 4.