Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.
В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.
Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.
Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.
В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.
Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).
Патриотические чувства, любовь к Родине у человека, прежде всего, связываются с родным краем. И нередко интерес к истории родного края, к его прошлому и настоящему перерастает в увлечение на всю жизнь. Так случилось и с Леонидом Сергеевичем Зеленцовым, преподавателем педучилища, который на протяжении многих лет занимается изучением родного края. Работает он над конкретной темой в краеведении — топонимикой.
За много лет кропотливого труда неутомимый краевед собрал более чем по двумстам населенным пунктам Красноуфимского, Артинского, Ачитского районов сведения по истории заселения. С 1966 года Леонид Сергеевич является участником топонимического семинара УрГУ и поддерживает с кафедрой русского языка постоянную деловую связь.
В «Календаре-справочнике Свердловской области» за 1966 год напечатана статья Л. С. Зеленцова «Красноуфимский край в географических названиях», где автор рассматривает историю заселения нашего края, отразившуюся в географических названиях поселений, рек, урочищ. Названия эти говорят о многом: и о том, кто населял эту местность, чем занимались люди, рассказывают о растительном и животном мире.
В статье приведено много примеров, как с годами менялось (в некоторых случаях по нескольку раз) название поселений, и каждое из этих названий раскрывает новую историю. В статье приводится словарь названий рек, озер, урочищ с объяснением — от чего произошло то или иное название, как оно образовалось.
«Отражение этнического состава поселенцев в народных названиях населенных пунктов Артинского, Ачитского и Красноуфимского районов» — так называлась работа Л. С. Зеленцова, опубликованная в «Ученых записках УрГУ» в 1970 году. В ней рассматривались народные названия населенных пунктов и их частей, содержащих указания на этнический состав населения.
В этом же году «Ученые записки УрГУ» опубликовали еще одну работу краеведа «Об изучении топонимики юго-западной части Свердловской области», где автор делится опытом сбора краеведческих материалов, которые зафиксированы у наго в нескольких картотеках: Основная картотека содержит 2300 топонимов, в том числе 1000 названий населенных пунктов и 400 названий рек. Коллективные прозвища жителей. Наиболее распространенные и самые старые фамилии жителей. Географические названия. Названия околотков.