Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Настоящая фамилия — Сигов. Родился 10 февраля 1860 года в Перми. Отец его был крепостным Всеволожских, владевших заводами на Каме, служил конторщиком, позднее правителем дел. С десяти лет Л. Погорелов жил в Красноуфимске, учился в реальном училище. Завершив среднее образование в Перми, будущий писатель стал студентом института гражданских инженеров в Петербурге. Участвовал в революционном движении, был арестован, сидел в тюрьме, затем выслан на родину. Двадцать лет он проработал в Пермском земстве. Начал печататься в 1895 году в журнале «Русская мысль», с 1899 года — в «Русском богатстве». С 1905 года А. Погорелов жил в Петербурге, но от творчества отошел. Скончался 19 января 1920 года в Ставрополе.
Повесть «Аликаев камень» впервые напечатана в «Русском богатстве», 1905, № 1,2. Печатается по тексту отдельного издания: А. Погорелов. Аликаев камень,— Изд-во Вятского товарищества.— СПб, 1906, в которое были внесены некоторые редакционные изменения.
С. 164 Маркиз Поза — герой драмы Шиллера «Дон Карлос» — на словах народолюбец, распространяющийся о благе народа, но не действующий во имя его интересов.
С. 169 Спиридон Карпович Золин — под этим именем Погорелов вывел историческое лицо — Григория Федотовича Зотова, управляющего Кыштымскими заводами, известного безмерной жестокостью. Царский флигель-адъютант граф Строганов писал: «Зотов по всему хребту Уральскому известен бесчеловечным обращением его с заводскими людьми». Дело о преступлениях Зотова тянулось долго. В конце концов он был сослан в Кексгольмскую крепость.
Погорелов, А. Аликаев камень / Алексей Погорелов // За горами : повести, рассказы, очерки писателей Старого Урала. – Свердловск, 1990. – с. 150-207.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу. (С. Есенин)
В постсоветский период происходит интересное явление - возрос интерес к истории "малой родины": проводятся дни деревень (даже давно исчезнувших), сел, поселков, составляются родословные, выходят сборники об отдельных поселениях, районах. С интересом прочитал из этой серии сборник "Бисерть (железо, лес, земля и люди", автор - Р.А. Печуркина, Екатеринбург, "Сократ", 2013 год. Признавая бесспорную ценность этого издания, не могу не поставить вопрос: истинна ли дата 1735 год, которую считают годом основания этого поселения. Известно, что Горнозаводская линия была сооружена по указанию начальника Уральских горных заводов В.Н. Татищева. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году сухопутное сообщение с центральной Россией выпрямилось - путь пошел на Подволошную, Уткинскую слободу, на Гробово Поле, Бисерть, а оттуда на Кунгур и Егоршинский завод и на Казань. В указе от 19.02.1747 года "О содержании крепостей в заводском ведомстве" было сказано, что "из крепостей до сего построенных при пограничных (!) местах для охранения от бунтующих воров башкирцев за нужно признается содержать с положенным при них военным снарядом по Кунгурской дороге при Гробовом Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисертскую и Ачидскую". (ГАСО, ф. 34. оп. 1, д. 84, л. 69.)
Касательно дат основания указываются: 1723 год - острожки Кленовской и Гробовский, 1734 - Киргишанский, 1735 - Бисертский, и после под Березовой Горой в 14 верстах от Киргишанской ставится Березовая Застава: "Прежде между станциями Кленовской и Киргишанской на расстоянии 32 верст не было перемены лошадей, переезд же через гору, особенно во время весенней и осенней распутицы, затруднен: это и заставило устроить промежуточную станцию". Первоначально упомянутые были острожками и крепостицами Горнозаводской линии: "Крепость - стратегический пункт с воинским гарнизоном, имеющим долговременную, укрепленную из камня, земли, оборону из стен и валов, хорошо вооруженным запасами, имеющим самостоятельное управление. Острог - воинское поселение, обнесенное деревянной оградой, стена устроена из кольев, заостренных кверху, проживали здесь воинские люди, занимающиеся охраной обозначенных рубежей, ремеслом, земледелием, содержанием дорог, охраной почтовых станций". Надо напомнить, что обустройство Большого Сибирского (Московского) тракта происходило в 1745-1783 годах, а в 1798-1811-м он был реконструирован: его расширили, окопали канавами с двух сторон, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем, на речках возвели добротные места, этот тракт находился в хорошем состоянии, пока не был перегружен транспортом. Что касается Сибирского тракта, то он был пущен в 1781 году, а официально утвержден "государевой" дорогой в 1783-м, хотя этот еще не обустроенный маршрут использовался где-то с 1745-го, а безвинно можно было ездить с 1863-го.
А история Большого Сибирского тракта такова.
Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинс-кий договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12(22)ноября 1689 вышел указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге. При Петре Iпуть из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в "Житии" и во второй части "Робинзона Крузо".
В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславовичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Бурипский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта, закончено оно было только в середине XIXвека. Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козмодемьянск. Казань. Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. Тобольск, Большие Уки (Рыбино), где создан музей-заповедник "Московско-Сибирский тракт". Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган - крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. В середине XVIIIв. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее, как ранее. В конце XIXвека Сибирский тракт уже не мог - удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали...