Из цикла «Детство Казанбургской»
Во второй половине XIXвека Россия пережила несколько железнодорожных бумов: буквально за какие-то два-три десятилетия железные дороги дошли от двух столиц до Балтийского и Черного моря, до сырьевых районов империи, перешагнули Кавказский хребет, миновали Волгу, возникли изолированные магистрали, в частности, Уральская горнозаводская (Пермь-Нижний Тагил-Екатеринбург) построена в 1874-78 годах.
Шли дискуссии о выборе варианта западной части Транссибирской магистрали, их было три, один из которых получил название «Южный». Автором его был Евгений Васильевич Богданович, который в своем труде «Проект Сибирско-Уральской железной дороги» (СПБ 1868-1891гг.) предлагал построить линию Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень. Тогда он был в чине полковника и занимал должность чиновника для особых поручений МВД.
Этот проект железной дороги из Центра через Средний Урал возник по неординарным обстоятельствам: в 1864-65 годах в Вятской и Пермской губерниях был неурожай. 15 января 1866 года министр внутренних дел П.А. Валуев дал письменное предписание - «немедленно отправиться в упомянутые губернии, посетить уезды, жители коих терпят нужду в продовольствии.Я надеюсь, что Вы примете все меры к точнейшему разъяснению действительных нужд населения и изыскания средств для скорого предотвращения могущих быть от этого последствий».
Уже 23 марта 1866 года Е.В. Богданович в телеграмме из Екатеринбурга сообщает: «... единственным к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени.Такая линия, будучи впоследствии продолженная через Сибирь к китайской границе, получила бы важное международное коммерческое значение».
По возвращении в Петербург он представил новому министру внутренних дел П.П. Мельникову свои предложения. Тот после доклада Александру II разрешил провести изыскания и составить подробный проект железной дороги по «Южному» направлению.
В апреле 1868 года Е.В. Богданович получает Высочайшее разрешение от царя и во главе небольшой экспедиции отправляется в район будущей трассы (остается открытым вопрос, была ли эта экспедиция в Красноуфимске: можно предположить, что была). Через год он возвращается в столицу с проектом.
Начинаются годы борьбы за проект в кабинетах, на страницах газет и журналов. Были противники, были и горячие союзники: это, в основном, представители торгово-промышленных кругов Нижнего Новгорода, Казани. В частности, в 1869 году в записке Александру II генерал-губернатор Западной Сибири Хрущов поддержал вариант строительства, предложенный Е.В. Богдановичем. Благосклонен был и высший орган МПС - Комитет железных дорог: «Эта железная дорога принадлежит к числу самонужнейших, именно на протяжении от реки Кама до реки Тобол, протяжением около 700 верст».
При жизни Богдановича был реализован лишь проект Екатеринбург-Тюмень, открытый 11 декабря 1885 года.
Линия же Казань-Екатеринбург имела трудную историю: попытки строительства в 1875 году, 1903, 1906-07 годах по обстоятельствам разного рода и остались нереализованными, пока за дело не взялось акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, которое начало строительство этой железнодорожной линии в конце мая - начале июня 1914 года. Председателем этого общества был Николай Карлович фон Мекк, автором проекта и главным инженером Белоцерковец, а главным инженером 7-го Красноуфимского участка Павел Павлович Филин.
При жизни заслуги Е.В. Богдановича были высоко оценены общественностью: он был почетным гражданином известных городов - Екатеринбурга, Тюмени, Камышлова, Сарапула; были учреждены стипендии его имени при Камышловской женской прогимназии, в первом Сибирском (Томском) университете; бывшая станция Оверино была названа его именем - станция Богданович.
Что известно о нем? В Большой энциклопедии (СП. 1896г.) пишется: «Евгений Васильевич Богданович - генерал и писатель. Родился в 1832 году, служил во флоте и по Министерству внутренних дел. С 1888 года генерал-майор, затем член Совета министров внутренних дел. Сочинил: (...перечисляются его труды). Интересно, что, будучи морским офицером, служил на известном в истории флота корабле «Памяти Азова». Скончался 1 сентября 1914 года в Ялте (парадокс - в первый год строительства Казанбургской линии, автором идеи которой он был).
Читатель, наверняка, обратит внимание на парадный портрет Е.В. Богдановича (на фото). Он был удостоен высших наград империи - орденов святого Георгия (скорее всего, 3-й степени; учрежден при Екатерине II25 ноября 1769 года, девиз «За службу и храбрость») с соответствующей лентой; Святого Станислава 3-й и 2-й степеней (награждения проводились от низшей степени; орден учрежден в 1765 году польским королем Станиславом-Августом (Понятовским), вошел в состав российских орденов с ноября 1831 года; девиз «Награждая, поощряем»).
В железнодорожном районе Красноуфимска десятки улиц со стандартными названиями, но нет улицы Е.В. Богдановича. Несправедливо!!!
В музеях локомотивного и вагонного депо, железнодорожного училища имя автора проекта железной дороги через уездный городок Красноуфимск, насколько мне известно, было незнакомо.
Будет справедливым восполнить этот пробел в год 90-летия кончины известного и заслуженного государственного деятеля нашего отечества.
Валерий Ганькин,
действительный член Красноуфимского общества краеведов
//Городок. – 2004. - № 29. – С. 6-7