Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Из цикла «Детство Казанбургской»

Во второй половине XIXвека Россия пережила несколько железнодорожных бумов: буквально за какие-то два-три деся­тилетия железные дороги дошли от двух столиц до Балтийского и Чер­ного моря, до сырьевых районов им­перии, перешагнули Кавказский хре­бет, миновали Волгу, возникли изо­лированные магистрали, в частности, Уральская горнозаводская (Пермь-Нижний Тагил-Екатеринбург) пост­роена в 1874-78 годах.

Шли дискуссии о выборе варианта западной части Транссибирской маги­страли, их было три, один из которых получил название «Южный». Автором его был Евгений Васильевич Богдано­вич, который в своем труде «Проект Сибирско-Уральской железной доро­ги» (СПБ 1868-1891гг.) предлагал по­строить линию Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень. Тогда он был в чине полковника и занимал должность чи­новника для особых поручений МВД.

Этот проект железной дороги из Центра через Средний Урал возник по неординарным обстоятельствам: в 1864-65 годах в Вятской и Пермс­кой губерниях был неурожай. 15 ян­варя 1866 года министр внутренних дел П.А. Валуев дал письменное предписание - «немедленно отпра­виться в упомянутые губернии, посе­тить уезды, жители коих терпят нуж­ду в продовольствии.Я надеюсь, что Вы примете все меры к точнейшему разъяснению действительных нужд населения и изыскания средств для скорого предотвращения могущих быть от этого последствий».

Уже 23 марта 1866 года Е.В. Богда­нович в телеграмме из Екатеринбурга сообщает: «... единственным к предуп­реждению голода в Уральском крае в будущем была постройка железной дороги из внутренних губерний в Ека­теринбург и далее до Тюмени.Такая линия, будучи впоследствии продол­женная через Сибирь к китайской гра­нице, получила бы важное междуна­родное коммерческое значение».

По возвращении в Петербург он представил новому министру внут­ренних дел П.П. Мельникову свои предложения. Тот после доклада Александру II разрешил провести изыскания и составить подробный проект железной дороги по «Южно­му» направлению.

В апреле 1868 года Е.В. Богданович получает Высочайшее разрешение от царя и во главе небольшой экспеди­ции отправляется в район будущей трассы (остается открытым вопрос, была ли эта экспедиция в Красноуфимске: можно предположить, что была). Через год он возвращается в столицу с проектом.

Начинаются годы борьбы за проект в кабинетах, на страницах газет и жур­налов. Были противники, были и го­рячие союзники: это, в основном, представители торгово-промышлен­ных кругов Нижнего Новгорода, Казани. В частности, в 1869 году в запис­ке Александру II генерал-губернатор Западной Сибири Хрущов поддержал вариант строительства, предложен­ный Е.В. Богдановичем. Благоскло­нен был и высший орган МПС - Ко­митет железных дорог: «Эта железная дорога принадлежит к числу само­нужнейших, именно на протяжении от реки Кама до реки Тобол, протяже­нием около 700 верст».

При жизни Богдановича был реали­зован лишь проект Екатеринбург-Тюмень, открытый 11 декабря 1885 года.

Линия же Казань-Екатеринбург име­ла трудную историю: попытки строи­тельства в 1875 году, 1903, 1906-07 годах по обстоятельствам разного рода и остались нереализованными, пока за дело не взялось акционерное общество Московско-Казанской же­лезной дороги, которое начало стро­ительство этой железнодорожной ли­нии в конце мая - начале июня 1914 года. Председателем этого общества был Николай Карлович фон Мекк, автором проекта и главным инжене­ром Белоцерковец, а главным инже­нером 7-го Красноуфимского участка Павел Павлович Филин.

При жизни заслуги Е.В. Богданови­ча были высоко оценены обществен­ностью: он был почетным гражданином известных городов - Екатеринбур­га, Тюмени, Камышлова, Сарапула; были учреждены стипендии его име­ни при Камышловской женской про­гимназии, в первом Сибирском (Том­ском) университете; бывшая станция Оверино была названа его именем - станция Богданович.

Что известно о нем? В Большой эн­циклопедии (СП. 1896г.) пишется: «Евгений Васильевич Богданович - генерал и писатель. Родился в 1832 году, служил во флоте и по Мини­стерству внутренних дел. С 1888 года генерал-майор, затем член Совета министров внутренних дел. Сочинил: (...перечисляются его труды). Интересно, что, будучи морским офице­ром, служил на известном в истории флота корабле «Памяти Азова». Скончался 1 сентября 1914 года в Ялте (парадокс - в первый год стро­ительства Казанбургской линии, автором идеи которой он был).

Читатель, наверняка, обратит внима­ние на парадный портрет Е.В. Богда­новича (на фото). Он был удостоен высших наград империи - орденов свя­того Георгия (скорее всего, 3-й степе­ни; учрежден при Екатерине II25 но­ября 1769 года, девиз «За службу и храбрость») с соответствующей лен­той; Святого Станислава 3-й и 2-й сте­пеней (награждения проводились от низшей степени; орден учрежден в 1765 году польским королем Станиславом-Августом (Понятовским), вошел в со­став российских орденов с ноября 1831 года; девиз «Награждая, поощряем»).

В железнодорожном районе Красноуфимска десятки улиц со стандар­тными названиями, но нет улицы Е.В. Богдановича. Несправедливо!!!

В музеях локомотивного и вагонно­го депо, железнодорожного училища имя автора проекта железной дороги через уездный городок Красноуфимск, насколько мне известно, было незнакомо.

Будет справедливым восполнить этот пробел в год 90-летия кончины известного и заслуженного государ­ственного деятеля нашего отечества.

Валерий Ганькин,
действительный член Красноуфимс­кого общества краеведов

//Городок. – 2004. - № 29. – С. 6-7