Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Из цикла «Детство Казанбургской»

Сеть железных дорог Российской империи на 1913 год состояла из 21-ой государственных магистралей и 13-ти частных. Среди самых преуспевающих было акционер­ное общество Московско-Казанской железной дороги, основанное на основе Московско-Казанской железной дороги в 1891 году (председатель Н.К. фон Мекк).

Московско-Казанская железная дорога имела в своем ведомстве 2486 верст стальных магистралей, за год пе­ревозила по ним в среднем 530 миллионов пудов груза, имела чистый годовой доход в размере 8 миллионов 532 тысячи рублей (серебром) или 7522 рубля с версты (дан­ные на 1913 год).

Энциклопедия «Железнодорожный транспорт» (М. 1994г. с.242) дает такую справку: «Московско-Казанс­кая железная дорога - частная железная дорога, постро­енная в 1864-1912г.г. Проходила по территории Москов­ской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской губерний. Связывала центр России с восточ­ными районами страны, с водными магистралями, ре­ками Окой и Волгой. Основные линии: Москва-Рязань (движение открыто в 1864 году), Рязань-Казань (1894г.), Рузаевка-Пенза (1895г.), Рузаевка-Сызрань-Заметино-Тимирязево-Нижний Новгород (1912г.). Состояла из 2486 верст 188 двухколейного пути. В подвижном составе было 1499 товарных и 536 пассажирских вагонов, же­лезнодорожные мастерские в Москве, Алатыре, Перо­во, депо - в Москве, Рузаевке, Сасово, Сызрани. Круп­нейшие мосты через Оку у Коломны (проект А.Е. Стру­ве, через Волгу у Свияжска (проект Н.А. Белелюбского, К.Я. Михайловского, В.И. Березина.

Два железнодорожных училища в Москве, Перово, те­леграфная школа, больницы в Москве, Перово, Быково, Рязани... Для строительства рельсы поступали с Алапаевских горных заводов, владельцы которых имели половину акций дороги. МКЖД стала своего рода экс­периментальной площадкой по разработке и испыта­нию новых типов паровозов.

В предвоенные годы (до 1914г.) на ней появились мощ­ные паровозы, созданные по проекту Е.Е. Нольтейна, (марки "Н") а также товарные вагоны повышенной грузоподъемности. Появились вагоны-холодильники для перевозки сибирского масла (107 вагонов-ледников), был построен первый в Москве холодильный склад, оснащен­ный немецкой фирмой «Борзиг». Для развития хлебной торговли в районе дороги были устроены зернохрани­лища и громадные механизированные элеваторы в Мос­кве, Коломне, Зарайске и Рязани, а также ряд хлебных амбаров в Пензенской, Казанской, Тамбовской и Симбирской губерниях.

Численность рабочих и служащих достигла 30 тысяч (1904г.). Для их обслуживания была создана потребитель­ская кооперация, которая обеспечивала железнодорож­ников дешевыми продуктами - мукой, растительным маслом, солью, крупой. В 1913 году были открыты в Москве, Перово, Голутвино, Рузаевке, Сызрани, Каза­ни, Симбирске, Пензе, Арзамасе, Нижнем Новгороде. По линии Арзамас-Муром курсировал вагон-магазин для железнодорожников. В 1913 году началась эксплуатация дачного и пригородного движения.

Быстрое развитие общества МКЖД обеспечивало его акционерам высокий доход. Основной капитал в 1900 году состоял из облигационного на сумму 136,3 милли­она рублей и акционерного, размером в 9,8 миллионов рублей или около 7% основного капитала. В 1890 году дивиденд на акции достигал 32%.

За 50 лет существования общество вложило на его улуч­шение и оборудование свыше 80 миллионов рублей. В 1913 году одновременно с празднованием 50-летия Мос­ковско-Казанской железной дороги было положено на­чало сооружению на месте старого нового московского вокзала - Казанского - по проекту академика архитек­туры В.А. Щусева (одновременно и автора Красноуфимского вокзала).

Начиная с небольшого участка пути в 117 верст, Мос­ковско-Казанская выросла в обширную железнодорож­ную сеть, покрывшую своими путями земельные про­странства, размером, превосходящим целые государства Западной Европы. В этом большая заслуга председате­ля общества Николая Карловича фон Мекка.

Валерий Ганькин

// Городок. – 2004. - № 30. – С. 15