Из цикла «Детство Казанбургской»
Сеть железных дорог Российской империи на 1913 год состояла из 21-ой государственных магистралей и 13-ти частных. Среди самых преуспевающих было акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, основанное на основе Московско-Казанской железной дороги в 1891 году (председатель Н.К. фон Мекк).
Московско-Казанская железная дорога имела в своем ведомстве 2486 верст стальных магистралей, за год перевозила по ним в среднем 530 миллионов пудов груза, имела чистый годовой доход в размере 8 миллионов 532 тысячи рублей (серебром) или 7522 рубля с версты (данные на 1913 год).
Энциклопедия «Железнодорожный транспорт» (М. 1994г. с.242) дает такую справку: «Московско-Казанская железная дорога - частная железная дорога, построенная в 1864-1912г.г. Проходила по территории Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской губерний. Связывала центр России с восточными районами страны, с водными магистралями, реками Окой и Волгой. Основные линии: Москва-Рязань (движение открыто в 1864 году), Рязань-Казань (1894г.), Рузаевка-Пенза (1895г.), Рузаевка-Сызрань-Заметино-Тимирязево-Нижний Новгород (1912г.). Состояла из 2486 верст 188 двухколейного пути. В подвижном составе было 1499 товарных и 536 пассажирских вагонов, железнодорожные мастерские в Москве, Алатыре, Перово, депо - в Москве, Рузаевке, Сасово, Сызрани. Крупнейшие мосты через Оку у Коломны (проект А.Е. Струве, через Волгу у Свияжска (проект Н.А. Белелюбского, К.Я. Михайловского, В.И. Березина.
Два железнодорожных училища в Москве, Перово, телеграфная школа, больницы в Москве, Перово, Быково, Рязани... Для строительства рельсы поступали с Алапаевских горных заводов, владельцы которых имели половину акций дороги. МКЖД стала своего рода экспериментальной площадкой по разработке и испытанию новых типов паровозов.
В предвоенные годы (до 1914г.) на ней появились мощные паровозы, созданные по проекту Е.Е. Нольтейна, (марки "Н") а также товарные вагоны повышенной грузоподъемности. Появились вагоны-холодильники для перевозки сибирского масла (107 вагонов-ледников), был построен первый в Москве холодильный склад, оснащенный немецкой фирмой «Борзиг». Для развития хлебной торговли в районе дороги были устроены зернохранилища и громадные механизированные элеваторы в Москве, Коломне, Зарайске и Рязани, а также ряд хлебных амбаров в Пензенской, Казанской, Тамбовской и Симбирской губерниях.
Численность рабочих и служащих достигла 30 тысяч (1904г.). Для их обслуживания была создана потребительская кооперация, которая обеспечивала железнодорожников дешевыми продуктами - мукой, растительным маслом, солью, крупой. В 1913 году были открыты в Москве, Перово, Голутвино, Рузаевке, Сызрани, Казани, Симбирске, Пензе, Арзамасе, Нижнем Новгороде. По линии Арзамас-Муром курсировал вагон-магазин для железнодорожников. В 1913 году началась эксплуатация дачного и пригородного движения.
Быстрое развитие общества МКЖД обеспечивало его акционерам высокий доход. Основной капитал в 1900 году состоял из облигационного на сумму 136,3 миллиона рублей и акционерного, размером в 9,8 миллионов рублей или около 7% основного капитала. В 1890 году дивиденд на акции достигал 32%.
За 50 лет существования общество вложило на его улучшение и оборудование свыше 80 миллионов рублей. В 1913 году одновременно с празднованием 50-летия Московско-Казанской железной дороги было положено начало сооружению на месте старого нового московского вокзала - Казанского - по проекту академика архитектуры В.А. Щусева (одновременно и автора Красноуфимского вокзала).
Начиная с небольшого участка пути в 117 верст, Московско-Казанская выросла в обширную железнодорожную сеть, покрывшую своими путями земельные пространства, размером, превосходящим целые государства Западной Европы. В этом большая заслуга председателя общества Николая Карловича фон Мекка.
Валерий Ганькин
// Городок. – 2004. - № 30. – С. 15