Тот факт, что Красноуфимск стал железнодорожным городом, имеет интересную предысторию.
В 60-70 годы XIX века интерес к строительству железной дороги в восточном направлении был огромен. Десятки проектов, предложений, настойчивых требований к улучшению путей сообщения по маршруту Центр-Урал-Сибирь высказывались многими, обсуждались в правительственных кругах. Вокруг этих проектов развернулись широкие дискуссии на страницах газет и журналов, в обществе для содействия русской промышленности и торговле, географическом обществе.
Для рассмотрения вопроса о направлении дороги через Уральский хребет комитет железных дорог решил создать комиссию. Она была создана весной 1870 года под председательством инженера Гельмерсона. Указанная комиссия после поездки на Урал пришла к выводу, что решение одновременно двух задач (строительства железной дороги от Нижнего Новгорода на Урал и линии, связывающей главные горнозаводские центры Урала) невозможно, и предпочтение следует отдать Уральской дороге.
Уральская горнозаводская дорога по маршруту Пермь-Нижний Тагил-Екатеринбург была построена в 1874-1878 годах: протяженность 669 верст с учетом ветки от станции Чусовая до Березников, главный инженер В.Ф. Голубцов, первый рабочий поезд пришел в Екатеринбург 27 февраля 1878 года, с 1 октября того же года началось регулярное движение поездов (все даты по старому стилю).
Однако завершение строительства Уральской горнозаводской дороги не сняло с повестки дня вопрос о транзитной дороге в Сибирь. В течение 20 лет специальная комиссия при МПС рассматривала различные проекты железных дорог, которые бы соединяли Европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
Наиболее активно обсуждались три основных проекта: В.К. Рашета, управляющего Нижне-Тагильским горным округом, получившим название «Север» (1861 г): Пермь-Чусовая-Нижний Тагил, Н.И. Любимова, пароходовладельца, Пермского городского головы по «среднему» направлению: Пермь-Кунгур-Шадринск- Белозерская-Слобода на реке Тобол (севернее г. Курган); Е.В. Богдановича, полковника, чиновника для особых поручений МВД по южному направлению: Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень.
Проект «Север» воплотился в Уральскую дорогу. Линия по идее Н.И. Любимова протяженностью 480 верст от Перми через Кунгур до Екатеринбурга была построена в 1906-11 годах. И только проект «южного» направления не был реализован.
Валерий Ганькин
Действительный член Красноуфимского общества краеведов
// Городок. -2004.- № 29. –С.6