После отмены крепостного права Россия пережила несколько железнодорожных «бумов», благодаря которым территория империи покрылась за короткий срок обширной сетью стальных магистралей. Особенно успешными были вторая половина 1860-70 гг. Строительство железных дорог шло за счет казны и на частные средства путем кредитования государственных средств. На этой почве железнодорожное дело переходит в руки небольшой группы тузов-миллионеров, ставших по существу монополистами, железнодорожными магнатами, своеобразными «олигархами», взращенными, как и в наше время, на казенных деньгах. Как писал современник, на многие годы «был преподан наглядный урок сметливости, ловкости в мошенничестве». Железнодорожные концессии «разожгли аппетиты к грабежу и разбазариванию государственных средств в угоду союзу сановной бюрократии и олигархической буржуазии». Наиболее известно было «среди железнодорожных королей» имя фон Мекков как выдающихся строителей железных дорог. Они имели репутацию людей «с громадным влиянием и с громадным состоянием».
Корнями фон Мекки были из Лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце 16-го века. Известность этой семье принес Карл Федорович (Карл Отгон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876). Немногословная загадочная фигура скромного инженера, сумевшего стать «железнодорожным королем», привлекла внимание в обширных источниках. С.Ю. Витте так характеризовал эту личность: «... эти железнодорожные короли заняли такое положение в значительной степени благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в значительной степени пройдошеству. Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень конкретный немец, он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно».
Коротко, его карьера такова: в 19 лет становится студентом Петербургского института путей сообщения и в 1844 году успешно его заканчивает, службу в ведомстве МПС начал в чине поручика, был затем инженером и инспектором по строительству стратегических дорог в западной части России.
14 января 1848 года в его жизни происходит важное событие - он вступает в брак с совсем юной, 17-летней, дочерью помещика Смоленской губернии Надеждой Филаретовной Флоровской, которая стала ему верной опорой и поддержкой на протяжении их совместного жизненного пути. Брак был счастливым. Надежде Филаретовне предстояло родить 11 (!) детей, из которых 9 остались в живых. Карл Федорович оставляет государственную службу и одним из первых в России включается в рискованное дело - строительство железных дорог.
Начало предпринимательской деятельности Карла фон Мекка связано со строительством линии Москва-Коломна. Акционерами были даже великие князья Александр, Владимир, Алексей и наследник - царевич Николай Александрович. Эта линия с продолжением до Рязани стала одной из самых доходных. Фон Мекк приобрел на сооружении этой дороги репутацию высоко профессионального инженера и строителя. Момент был выбран наилучший: Россия энергично покрывалась стальными рельсами, а супернизкие расценки принесли ему несколько выгодных контрактов. Бывший подполковник, обычный чиновник в МПС за несколько лет стал миллионером: уже первый опыт дал состояние в 1,5 млн. (серебром).
Жизненный путь фон Мекка-старшего оборвался 26 января 1876 года, когда он был председателем акционерного общества Московско-Рязанской дороги. Смерть наступила от сердечного приступа, причиной же была неожиданная семейная драма (см. журнал «Крестьянка», №1, 1990г.). Жена фон Мекка Надежда Филаретовна более известная мимолетной заочной перепиской с П.И.Чайковским. Ей после смерти супруга удалось отстоять семейное состояние для своих многочисленных подрастающих детей. Н.Ф. фон Мекк пережила мужа на 18 лет: она скончалась в Ницце 14 января 1894года. Н.К. и Н.Ф. фон Мекк были похоронены на Александровском кладбище Москвы. Их могил, как и кладбища, ныне не существует.
Имущество семьи оценивалось в 5 млн. 252,2 тыс. рублей, из которых на недвижимость приходилось 240 тыс. рублей в Москве - на Рождественском бульваре (Гоголевский переулок, №14), земельные владения в Звенигородском и Подольском уездах Московской губернии, в том числе имение в Плещеево под Подольском. Наличные деньги и стоимость ценных бумаг исчислялась в размере 7 млн. 301, 6 тыс. рублей. Согласно духовному завещанию наследниками были объявлены сыновья Николай, Александр, Максимилиан, Владимир, дочери Александра, Юлия, Лидия, София и Людмила (двое детей умерли, будучи взрослыми).
Некоторое время семейное дело вел старший из сыновей Владимир, но подлинным продолжателем дела отца по строительству железных дорог стал Николай Карлович (1863-1929). Современники отмечали не только его высокую работоспособность, но и наследственную хватку предпринимателя. Он не имел инженерного образования (был юристом), но готовясь к новой карьере, Николай добросовестно овладел железнодорожными знаниями. Свой рабочий путь на «чугунке» он начал с «азов»: был кочегаром на паровозе, затем машинистом, после конторщиком службы движения, стрелочником, дежурным по станции, таксировщиком, работал в депо и на путях — и это с 1877 по 1891 гг.
В 1891 г. в 27 лет Николай Карлович был избран членом, а затем и председателем правления Московско-Казанской железной дороги.
К этому же времени относится женитьба на Анне Львовне Давыдовой (родилась 9 декабря 1864 г.) из известного дворянского рода декабристов, племяннице П.И. Чайковского.
С приходом Н.К. фон Мекка, молодого и энергичного руководителя, начинается реализация обширных планов нового железнодорожного строительства. Он весь свой ум, энергию, практический опыт да и придворные связи направил на ее развитие.
За первые 9 лет его правления протяженность Московско-Казанской увеличилась в 9 раз - с 233 верст до 2, 1 тыс. верст. За 50 лет существования Общества (с 1863 г.) протяженность его линий увеличилась в 13 с лишним раз. Фактически в Среднем и Нижнем Поволжье была создана новая разветвленная железнодорожная сеть: Рязань-Казань, Рузаевка-Пенза-Сызрань, Батраки, Инза-Симбирск, Тимирязево-Нижний Новгород. В 1903-12гг. проложена линия Люберцы-Муром-Арзамас, ставшая головным участком громадной будущей магистрали Казань-Екатеринбург. Успеху дела способствовало, помимо опыта, знаний, и то, что во многих государственных учреждениях, в частности, в Министерстве финансов, в Департаменте железнодорожных дел МПС Николай Карлович имел друзей и покровителей, которые снабжали его информацией, давали советы, отстаивали его интересы, помогали устранить нежелательных конкурентов.
Получению концессий способствовали связи фон Мекка с членами царской фамилии и придворными. Он пользовался поддержкой и покровительством сестры императрицы, великой княгини Елизаветы Федоровны, которая отзывалась о нем как о «честнейшем слуге царю и отечеству». Она сблизила его с царским двором и многими петербургскими сановниками. Никто из владельцев других железных дорог не пользовался таким доброжелательством и расположением высшей власти, как он.
1913 год был юбилейным годом: обществу исполнилось полвека. За это время было вложено на его улучшение и оборудование свыше 80 млн. рублей. (О технической оснащенности МКЖД говорилось в предыдущей статье).
В правилах Николая Карловича фон Мекка было наряду с техническими сооружениями строить и социальную инфрастуктуру. Старые люди говорили о жилых домах на Казанбургской линии - «фонмекковские», - это и в Ревде, и в Красноуфимске, и в Агрызе, и в Арске).
События 1905 года и возросшая конкуренция заставила искать пути привлечения на его предприятия рабочих и служащих. Численность их перед германской войной достигла 30 тысяч человек. Потребовалось решать и социальные проблемы. По инициативе Николая Карловича была создана потребительская кооперация, которая обеспечивала железнодорожников дешевыми продуктами: мукой, растительным маслом, солью, крупой. В 1913 году такие магазины были открыты на 10-ти крупных станциях. На линии Арзамас-Муром курсировал вагон-магазин для железнодорожников. Были построены дешевые многоквартирные дома в Москве и при станции Москва-Сортировочная для рабочих. Была у Николая Карловича мечта - обустроить образцовый поселок. Для этой цели в 32-х верстах от Москвы, близ платформы Прозоровская, был приобретен более чем за 1 млн. рублей участок лесной площади в 677 десятин (1 десятина равна 1,09 гектара). И на этом участке, расположенном в сухой, с песчаной почвой местности, с прекрасным хвойным лесом, устроен поселок или, вернее, «город-сад» для постройки и сдачи жилых домов внаем служащим дороги. В поселке были устроены бульвары, мостовые, канализация, курсировали трамваи, проведены электрическая и телефонная сети, водопровод. Проектировались также больница, туберкулезный и общий санаторий, церковь, здание для общественных собраний с театром, читальней и библиотекой и целый квартал с общежитием для детей служащих, не живущих в поселке. Общая смета строительства поселка составила 6 млн. рублей. Поселок задумывался как памятник 50-летию существования Московско-Казанской железной дороги. Кроме того, для подготовки железнодорожных кадров были открыты техническое училище, телеграфная школа.
В годы 1-й мировой войны общество оказывало помощь в снабжении армии хлебом, для этого были построены дополнительные пакгаузы и амбары. Для привлечения квалифицированных кадров Николай Карлович шел на такие новшества: для индивидуального строительства всем желающим служащим дороги выдавалась ссуда в размере трехгодичного жалования сроком на 10 лет, разрешалась и бесплатная перевозка материалов для строительства дома по железной дороге.
Семья фон Мекков известна широкой благотворительностью: Надежда Филаретовна оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу, но ее главная заслуга перед русской музыкой - удивительно бескорыстная поддержка П.И. Чайковского, который посвятил «своему лучшему другу» 40-ю симфонию. Крупным коллекционером был внук Карла Федоровича - Владимир Владимирович фон Мекк: он был участником объединения «Мир искусства», финансировал издание одноименного журнала, был другом и покровителем художника М.А. Врубеля. Младший из сыновей - Александр (1865-1911гг.) - известен как создатель русского альпинизма, он также был прославленным библиофилом, ученым-архивистом, путешественником, к концу жизни он занимал пост председателя Русского горного общества, был его Почетным членом. Сам Николай Карлович уделял немало внимания и благотворительности: он являлся членом общества распространения полезных книг, гласным Подольского уезда, вместе с братом Владимиром сделал крупные пожертвования Московскому институту благородных девиц, в котором были учреждены три стипендии имени семейства фон Мекк.
Валерий Ганькин
// Городок. – 2004. - № 31. –С. 14-15