Из цикла «Детство Казанбургской»
В проектах новых железных дорог неоднократно встречаются названия уездного города Красноуфимска. По моим изысканиям таких неосуществленных проектов было три.
Проект 1-й: тут было два варианта. По первому варианту предлагалось построить железную дорогу от ст. Чепца (это восточнее г. Вятки (Кирова) через Осу на Красноуфимск и дальше на Екатеринбург. Было получено даже разрешение. Дело дошло до того, что началась покупка земель в черте г. Красноуфимска и в уезде. Уездная управа ходатайствовала, чтобы железная дорога проходила через волости — Александровскую, Быковскую и Златоустовскую (с. Б. Ключи). Это происходило в 1903 году.
Второй вариант предполагал строительство линии Кострома – Оса – Красноуфимск – Шадринск - Омск. Торгово-промышленные круги Урала и Сибири горячо поддерживали эту идею: они предлагали построить железную дорогу по этому направлению взамен строительства второй колеи по Северной дороге. Такие идеи витали в 1908-09 г.г., но в связи со строительством линии
Пермь - Кунгур - Екатеринбург в 1906-09 г.г. эти проекты остались на бумаге.
Второй проект возник в начале первого десятилетия 20-го века. Возникла идея по строительству железной дороги, связывающей два губернских центра по направлению Север-Юг, а именно города Пермь-Уфа через Красноуфимск. Среди ревностных сторонников был известный хлеботорговец Мухамметхафиз Хабибуллин (см. ст. «Хафиз-бай» — «Городок» 20.05.2005г.). Надо полагать, что осуществлению этого проекта помешала первая мировая война.
Известно, что П.П. Бажов был депутатом Верховного Совета СССР по Красноуфимскому округу №… Одним из наказов от сельских жителей Юго-Запада области было строительство железной дороги для облегчения вывоза с/х продукции. Автор полагает, что был вариант обустройства линии Красноуфимск - Арти - Михайловск. В дело намётки трассы будущей железной дороги были вовлечены даже учащиеся школ, Такое событие происходило в конце 40-х, в начале 50-х. Выходит что этим школьникам под 70 и более. То есть эта тема - «белое пятно» в богатой истории нашего края, и она ждёт своих исследователей.
В. Ганькин