Статья № 8
Из цикла «Детство Казанбургской».
«Детство» линии Казань-Екатеринбург было очень трудным. Читатель знает, что дорога должна была быть сдана в эксплуатацию 17(30) мая 1917 года, но большие общественные катастрофы — 1-я мировая война, две революции 1917 года, братоубийственная гражданская война — отодвигали окончание строительства.
К 1917 году были построены такие объекты: паровозное депо на ст. Красноуфимск, вокзалы, служебные помещения, земляное полотно, пробиты тоннели, были готовы или близки к завершению многие искусственные сооружения — мосты, виадуки.
Особенно неопределенное положение на Казанбургской было в марте-мае 1918 года, что привело к забастовкам, а затем к суровым расправам в отношении инженерно-технического состава: так инженерный состав 7-го (Красноуфимского) участка был расстрелян (6 человек, в т.ч. главный инженер участка П. П. Филин).
26 июля 1918 года был опубликован декрет СНК о национализации железных дорог, как находящихся в эксплуатации, так и строящихся. Таким образом, вся железнодорожная сеть стала государственной.
К этому времени Советская Россия была охвачена огнем гражданской войны. Не стала исключением и трасса линии Казань-Екатеринбург: она оказалась в зоне ожесточенных боевых действий. В одном из документов пишется: «Мы тянули дорогу со стороны Сарапул, а белогвардейцы — от Дружинино. Ими проложено 200 верст до станции Чад».
Открытие тоннеля в районе Красноуфимска сдерживало работы на ее северной стороне. Из воспоминаний А. А. Шавкунова (1896 г. р.): он после демобилизации в январе 1918 года ехал на рабочем поезде из Екатеринбурга только до Приданниково; при колчаковцах не были готовы выемка и тоннель, хотя на участке от Екатеринбурга до Дружинино железная дорога работала.
Известно, что Красноуфимск дважды переходил из рук в руки: его стратегическое назначение объяснялось наличием частично эксплуатируемой железной дороги. Если говорить конкретно, то 16 сентября 1918 года из-за успешного наступления колчаковских частей — регулярных частей группировки генерала Войцеховского, белочехов генерала Гайды и повстанческих частей, в том числе добровольческой Красноуфимской бригады поручика Рычагова — Красноуфимск был оставлен красным частям. 2 октября того же года Восточный фронт красных фланговым ударом вытеснил из Красноуфимска части Иркутской стрелковой дивизии. В боях участвовали 1-й и 2-й Красноуфимские полки 4-й Уральской дивизии, в городе они продержались две недели.
При арьергардных сражениях двигалась на Запад вдоль Казанбургской железной дороги 28-я дивизия. 4 января 1919 года силами этой дивизии была наголову разбита Воткинская дивизия белых, а на следующий день заняли станцию Щучье Озеро. Лыжный красногвардейский отряд, направленный в обход, появился здесь так неожиданно, что белые вынуждены были оставить на путях бронепоезд, 8 паровозов и 140 вагонов.
12 января деревня Алмаз и выселок Дубровки несколько раз переходили из рук в руки. Бой проходил в условиях жестоких морозов. В начале марта 1919 года под станцией Чернушка 28-я дивизия вместе с 5-й дивизией прикрывала отход красных частей. На рукопашный бой поднял азинцев комиссар дивизии Г. Н. Пылаев: за мужество в этом бою он был награжден орденом Боевого Красного знамени. В тот трудный день было отбито 6 атак. На Восточный фронт член партии с 1912 года Г. Н. Пылаев ушел из Петрограда добровольцем, принял должность комиссара дивизии в Бикбардинском заводе.
Под натиском превосходящих сил противника азинская дивизия отступила. В районе станции Куеда, Рабак (28 марта сдан), Янаул диверсантские отряды белых сожгли несколько мостов. Пришлось бросить вагоны полевого штаба, с бронепоезда «Свободная Россия» были сняты орудия и пулеметы.
Весной 1919 года в ходе контрнаступления Красной Армии по линии Казанбургской дороги успешно наступала та же дивизия В. М. Азина: 28-я стрелковая дивизия освобождала Елабугу (26 мая), Агрыз (1 июня), Сарапул (2 июня), Ижевск (7 июня), Воткинск (11 июня), Янаул (l8-19), Чернушку (25-го), Красноуфимск (4 июля), Бисертский завод (12-го), Ревду (13-го), Екатеринбург (14-го июля).
Железная дорога белыми при отступлении приводилась в негодность: многие участки были разобраны (от Дружинино до Екатеринбурга), деревянные мосты сожжены - через Стреж, Танып, Пут.
Осенью 1919 года специальная комиссия пришла к выводу, что линия к эксплуатации непригодна. Для восстановления этой линии была сформирована Запасная армия (командарм Б.И. Гольдберг), которая с помощью железнодорожников 1 февраля 1920 года к выполнению постановления СНК от 23.01.1920 г. - открыть сквозное движение от Москвы до Екатеринбурга привести в должное состояние не позднее 1 октября. Для этого на работу было переброшено 12,5 тысяч красноармейцев. С мая началась укладка пути от Дружинино до Екатеринбурга (рельсы были демонтированы и увезены белыми). Одновременно шло восстановление станционных зданий на всем протяжении дороги. Объемы работ были внушительны: 100 тысяч кубометров земляных работ, 60 тысяч пудов балласта, 1500 гражданских сооружений, 150 тысяч пудов железнодорожных мостов, 50 верст телефонной и телеграфной связи.
Из состава Запасной армии 3, 5 тысяч человек составили ударные бригады, которые обслуживали все депо. Другая часть вела ремонтно-восстановительные работы. «4500 человек занимались восстановлением Сарапульского моста и строительством участка Дружинино - Екатеринбург. 750 человек выделено на Камский мост — необходимо восстановить ферму 73 сажени длиной и весом 93 тысячи пудов. На участке Дружинино - Екатеринбург темпы работ достигали 4 версты в сутки» — «Уральский рабочий» от 3.07.1920 г.
Благодаря ударным темпам восстановительных работ сквозное движение от Москвы до Екатеринбурга было открыто в назначенный Советом обороны срок — к 1 июля 1920 года, когда в столицу Урала прибыл первый пассажирский поезд.
Литература — мои статьи:
1. Железная дорога за 1989 г. - г. «Вперед»
2. 80 лет освобождения Урала 1992 г.
3. «Город на железной дороге» - «Знак вопроса» - 2002 г.