Старообрядчество возникло в результате раскола в русском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными следующие моменты:
1. богослужение только по старопечатным книгам;
2. поклонение только иконам «старого письма»;
3. признание только8-конечного креста;
4. сохранение 2-перстного крестного знамения;
5. служение на 7-ми просфорах;
6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);
7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;
8. написание «Исус».
Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собственными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).
Старообрядчество делится на поповщину и беспоповщину, последняя делится на 4 толка:
1. беглопоповский (с конца 17-го века);
2. поморский (с 1965 г.);
3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);
4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).
Эти направления делятся на многочисленные согласия.
Все эти толки и согласия с этической точки зрения объединяет религиозная нетерпимость и стремление отгородиться от общества (от «мира»). Это проявилось в следующих поведенческих требованиях: а) совместное участие в богослужении или обряде с «мирянами» - страшный грех, тягчайшее отступление от истинной веры; б) запрет пользоваться их колодцами, банями; в) держали специальную «мирскую» посуду, если кто-то воспользовался ими по незнанию, то ее выбрасывали или сжигали; г) нельзя было с иноверцами здороваться за руку, есть и пить из общей посуды; д) зачастую на дверях были две скобы - для своих и «чужаков»; е) место, где сидел иноверец или соскабливалось, или кропилось «святой» водой; ж) строжайший запрет на брак с иноверцами (только при перекрещении); з) имелись свои кладбища; и) строжайший запрет на использование сахара, кофе, картофеля, чая, посещение всяких «бесовских» зрелищ...
Все беспоповцы признают до четырех (из семи) таинств: а) обряд крещения; б) брачный обряд; в) покаяние (исповедь); г) причащение.
На территории Красноуфимского района (в современных границах) были представлены следующие толки и согласия старообрядчества.
В последней четверти 18-го века в Ярославской губернии беглый солдат Евфимий и его спутница Ирина основали бегунское (странническое) согласие в разных районах России, его последователей называли «пустынниками, странниками, голбешниками». Сами верующие называют себя «истинно-православными христианами странствующими» (ИПХС). Проповедуя близкий конец света «бегуны» не признавали плату налогов, отказывались от военной службы, не получали документы как «явные знатоки антихриста», не имели семью: истинный «бегун» всегда должен был бегать и скрываться. Среди «бегунов» были так называемые «жиловые» (пристанодержатели, христолюбцы), которые, давая обет странничества, проживали легально и содержали тайные молельни, кельи для временного пристанища своих единоверцев. Это направление беспоповщины было наиболее конспиративным: думаю, что следы этой веры можно обнаружить только в частных доверительных беседах, хотя «бегуны» были в разных уголках бывшего Красноуфимского уезда.
Почти только на Среднем Урале представлены «дырники». Они отрицали как иконы, так и церковные книги, полагая, что «антихристова» печать не миновала и их. Все богослужение сводилось к молитвам, обращенным на восток. У них сложился интересный обряд, который заключался в том, что утром во время восхода солнца они молились, обернувшись лицом в его сторону. В избе для этой цели прорубалось специальное отверстие - «дыра», затыкаемая кляпом. Отсюда и другое их название - «дыромолы». Для примера, «дырники» населяли Горевку, были они и в ряде населенных пунктов трех районов юго-запада области.
В Спасовском толке было согласие под названием «рябиновщина»: ее последователи признавали кресты только рябиновые. Автор полагает, что Рябиновка - тот населенный пункт, где жили последователи этой веры, так как еще при подворной переписи 1881 года указываются «русские государственные раскольники».
Во второй половине 17-го века костромской крестьянин Даниил Филиппович основал одно из направлений старообрядства - «христоверов» или «людей божьих». Их единоверцы объединялись в общины - «корабли» со своими «христами» и «богородцами». Моления же представляли собой коллективные пляски с «хождением в духе», с самобичеванием, в результате которых верующие впадали в состояние религиозного экстаза, зачастую завершающегося греховодными сценами - это были так называемые «радения». В обиходе их называли «хлыстами». В условиях строгой конспирации «корабли» христоверов были и в наших краях даже после Отечественной войны.
Во второй половине 19-го века от беглопоповцев образовалось «часовенное» направление. Наиболее малочисленные общины «часовенных» были в с. Нижнеиргинском, на Саранинском заводе, а также есть часовни в Барабе (микрорайон Красноуфимска), с. Сажино Артинского района, с. Чатлык Красноуфимского района. Это, по моим архивным данным, говорит о наличии их последователей более века назад. Моления у них проводились в часовнях уставщиками (начетчиками, «учеными»). «Часовенные» признавали из таинств крещение, исповедание и причащение. Признавались браки с благословения родителей при пении молитв уставщиком. Большое распространение у них имело «пустынничество» (отшельничество), отсюда и соответствующие фамилии. Интересно, что «часовенные» представлены только в пределах двух районов нашей области.
Автор считает, что он охватил только ряд согласий беспоповщины, которые имели место в наших краях каких-то 100 лет назад. Надо сказать и о «поповском» толке, так как это направление представлено крупной старообрядческой общиной с центром в с. Присталь Артинского района.
«Поповцы» представляли собой наиболее умеренные круги старообрядцев: они признавали законность государственной власти, считали официальную церковь ересью, имели своих священников.
По своей структуре «поповцы» делятся (результат разногласий на богословской основе) на беглопоповцев (среди них Дьконово согласие с начала 18 века, Лужково согласие с начала 19 века) с центром в г. Новозыбкове Брянской области, на белокриницкую иерархию (с 1846 г. - в австрийской Галиции), на Беловодскую иерархию (с 70-х г. 19 века, в начале 20-х г. 20 века распалась по знаменитой легендео Беловодье), на Старообрядческую архиепископию Московскую и всея Руси.
Будет хорошо, если знатоки этой темы, особенно указанных заводских поселков, продолжат ее, делая акцент на обрядовых, бытовых укладах их единоверцев, истории их появления на уральской земле, так как длительный период безбожья образовал разрыв в памяти их потомков, что можно восполнить лишь благодаря редким энтузиастам, которые должны обнаружиться среди читателей этого издания.
В. Ганькин
Ганькин В. Кто они - местные старообрядцы/ В. Ганькин // Городок. - 2002. - N 17. - С. 2; N 18. - С. 2.