Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Основа любой библиотеки - ее фонды. Мы всегда очень тщательно подходили к формированию книжных фондов, старались учесть все возможные отрасли знания, все интересы читателей. Эта громадная работа особенно  стала заметна в последнее время. В последние 10 лет, когда произошли перемены в жизни страны, сменилась идеология, экономика, право, изменились программы учебных заведений и их статус - все это отразилось и на библиотеках. Книжные фонды 70-80-х годов уже не могли удовлетворить читателей: не было книг, учебной литературы, соответствующей требованиям времени. И в это время неоценимую помощь в обслуживании читателей оказали издания, сохраненные в библиотеке: активно стали использоваться фонды 40-50-х годов, и даже книги конца Х1Х-начала ХХ века. Так, рефераты по истории географических открытий писались на изданиях 40-х годов. Курсовую работу по истории педагогики 30-40 годов -  на учебниках и хрестоматиях изданий 60-70-х гг., когда этот период более подробно рассматривался, не 80-х. В ход пошли энциклопедические издания конца Х1Х-начала ХХ века, «Брокгауз и Ефрон» для изучения истории России дореволюционного периода. Все это доказало, что нужно с большей осторожностью подходить к списанию литературы, несмотря на всевозможные кампании. В середине 80-х все кинулись списывать литературу застойного периода, мы же списали излишнюю литературу и обязательно оставили по экземпляру в дублете. И должна сказать, что в последнее время к ней проявляется интерес, но уже не с точки идеологии, а с точки зрения истории. Был период, когда собрания сочинений Ленина, Маркса и Энгельса совсем не использовались, а сейчас изучаются в курсе философии и истории политической и экономической мысли. Следуя «Инструкции о списании фондов», были списаны правовые документы до 65-го года, а сейчас эти издания изучаются в курсе истории государства и права России. Так например, очень часто спрашивается «Уголовный кодекс РСФСР 64 года», другие правовые документы до 80-х годов, а они были в свое время списаны, и эти издания можно получить только по МБА, что не всегда устраивает читателя. Приведу еще один пример: читателю для изучения истории нужны портреты деятелей периода застоя. В новых книгах этого не найдешь. И мы нашли их в «Огоньке» начала 80-х, который, если следовать рекомендациям, должен был быть списан еще году в 87-м. Все это еще раз подтвердило правильность нашей политики в формировании фондов: в библиотеке не могут быть представлены издания только последних 10-15-ти лет, временной охват фонда должен быть как можно более широким.

90-е года - период, когда постоянно снижалось финансирование библиотек, в т.ч. и комплектование. То же было и у нас, средства выделялись только на подписку. Мы применили и такую хитрость: под видом подписки на периодические издания,  мы выписывали и книги, объявленные в каталогах Роспечати.  Но все-таки, в 90-е годы фонды нашей библиотеки пополнялись, в основном, за счет периодических изданий, т.к. в нашем городе очень трудно было приобрести справочную и учебную литературу.

Периодические издания составляют очень значительную часть фонда нашей библиотеки. Мы категорически не согласны с рекомендациями, которые предписывают хранить периодику 3-5 лет. В нашей библиотеке газеты сохраняются в течение 9 лет, а журналы не списываем совсем уже в течение 30 лет. Готовясь к семинару, я постаралась проанализировать фонд периодики: в основном, журналы у нас с 73-74 года, но есть и более ранние издания («Физкультура и спорт» с 1970, «За рулем» с 1965, «Наука и жизнь» с 1970). Трудно представить все богатство, хранящееся в них. Да, многие издания устарели, но кто сказал, что они не нужны, не могут работать? Политика со временем переходит в историю, но искусство, литература - как они могут устареть? Просто сейчас мы смотрим на многое другими глазами, переосмысливая прошлое. 

Особенно интересно формирование фонда периодики 90-годов, периода резких изменений в жизни нашей страны. Не избежали требований времени и веяний моды и мы, разброс изданий от астрологии и знахарства до научных журналов. Может, некоторые издания нам, так сказать, не по чину - мы ведь массовая библиотека, но как эти издания выручили наших читателей в те годы. Именно в это время произошел резкий рост читателей в библиотеке за счет студентов. Студенты вузов специально приезжали домой, чтобы позаниматься у нас в выходные. Сейчас их сменили студенты-заочники филиалов учебных заведений в Красноуфимске. Надо отметить, что некоторые издания мы выписали как бы впрок. В свое время они не пользовались спросом, а сейчас без них трудно работать. Это, в основном, издания по экономике «Недвижимость», «Журнал для акционеров», «Инвестиции в России», «Рынок ценных бумаг», «Финансы»; психологии «Вопросы психологии», «Психологический журнал»; а также «Вестники Московского университета» и «Вестники Санкт-Петербургского университета». А когда выписали «Персональные программы», «Журнал доктора Добба», «Мир ПК» - то они были непонятны не только нам, библиотекарям-гуманитариям, но и нашим читателям. А сейчас одни из самых популярных журналов «Домашний компьютер» и «Мир ПК».

Подлинное свое развитие детские библиотеки получили после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В нашем городе было организовано сначала детское отделение при библиотеке для взрослых.

В 1932 году на базе его открыта Красноуфимская городская детская библиотека. Сейчас в ней 32 тысячи книг и 4,5 тысячи читателей. Книжный фонд универсальный.

По правилам библиотеки дети в нее приходят записываться с родителями, которые должны иметь при себе паспорт. При записи им объясняются правила пользования библиотечными книгами. Когда у родителей нет возможности самим прийти с ребенком в библиотеку, они заполняют поручение-обязательство, в котором обязуются нести материальную ответственность за книги, взятые ребенком, следить за своевременным их обменом. Книги даются на 15 дней.

Многие ребята записываются в нашу библиотеку с дошкольного возраста и уходят по окончании средней школы. Можно назвать немало настоящих любителей книги. 285 книг прочитал в 1974 году Саша Томилов, ученик 6 класса. Увлекается он историей, спортом, техникой. В этом году в его формуляре записано 132 книги. С первого класса ходит в нашу библиотеку Алеша Ветчаков из школы № 9. Читает много, в основном берет исторические книги. Только за летние каникулы прочитал 32 книги. Мальчик аккуратен, всегда выдерживает срок возврата книг, бережет их. Много читают Наташа Николаева, Лена Каленова. За лето они посетили библиотеку более 10 раз. Это хорошо.

К большому сожалению, есть и такие горе-читатели, которые не сдают книги по нескольку лет.

Борьба с задолженностью — это проблема не только нашей библиотеки. Таким нерадивым читателям мы рассылаем напоминания не по одному разу, звоним по телефону родителям. Когда не помогает ни то, ни другое — сами идем домой к задолжникам. Бывает, что и такая мера не приносит желаемого результата. Пройдет работник библиотеки полгорода за книгой и возвращается ни с чем, потому что книгу эту дома найти уже не могут, а уплатить за нее отказываются, стараясь всячески оправдать и себя, и ребенка.

Подкатегории