Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
О происхождении башкир
Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Якутии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.
На Урале эта языковая группа представлена башкирами и татарами, которые имеют свои государственные образования, хотя в реальности за границами этих республик находятся сотни тысяч их соплеменников (что станет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).
Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».
Существует две точки зрения на происхождение этнонима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактовка зародилась еще в древние времена, когда люди занимались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное племя, объединившее разрозненные башкирские племена.
Башкиры не коренные жители Урала, их древние соплеменники пришли сюда с далекого Востока. По преданиям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней родиной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейских башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследователи говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими племенами: с киргиз-кайсаками, волжскими булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.
Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно недавно: это произошло при хане Узбеке в 1313-1326 гг.
Ещё о том, как печатали и распространяли нелегальную литературу, в частности листовки, в Красноуфимске, вспоминал Иван Степанович Писцов:
«В июне 1907 года моему брату П.С. Шавкунову организацией РСДРП было поручено отпечатать очередную прокламацию. Мы приступили к делу. Написали от руки текст, чтобы наш почерк не узнали - изменили его. В бане сварили массу из желатина и глицерина, подготовили бумагу. Чтобы нас не накрыла полиция, на караул к воротам дома посадили сестру Наташу. Проинструктировали ее, как подавать сигнал в случае тревоги. Работа кипела»[1].
Подробнее: О распространении нелегальной литературы в Красноуфимске