Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Из истории народного образования Красноуфимска
Моя родная школа № 1 скоро отметит 90-летие, а реальному училищу, существуй оно и поныне, сегодня перевалило бы за сто тридцать. Однако установить, когда появилась в нашем городе первая школа, сейчас трудно. Дело в том, что статус уездного города Красноуфимск получил по указу Правительствующего сената только в 1781 году. А до этого был Красноуфимской крепостью в составе Уфимской провинции Оренбургской губернии с тремястами дворов, деревянной церковью и гарнизоном из одной роты пехоты и трехсот служилых казаков. Возможно, была какая-то школа у казаков или при церкви. Но уездный город существовать без школы не мог. Получив такой статус, Красноуфимск вошел в Оренбургский учебный округ, под контролем которого учебные заведения уезда оставались до 1919 года. Вероятно, в Пермском и особенно Оренбургском архивах есть сведения о первых учебных заведениях нашего города. Но вот и в наших архивах я нашла сведения о городском мужском двухклассном училище (три отделения - младшее, среднее и старшее - по два класса в каждом), открытом в 1842 году и преобразованном в 1867 году, аналогичном женском училище, открытом в 1872 году. Основные предметы: русский язык, арифметика и закон божий - на младшем отделении; на среднем и старшем добавлялись русская история, география, в мужских училищах еще геометрия и черчение, в женских - рукоделие. В одном из инспекторских отчетов по результатам выпускных экзаменов приведены средние баллы по перечисленным предметам и общий средний балл. В мужском училище он был 3,57, а в женском - 4,25.
До образования земств в 1870 году часть училищ была в ведении Министерства народного просвещения, часть в ведении Палаты государственных имуществ, были церковные безвозмездные школы. На первой же сессии Красноуфимского уездного Земского собрания в 1870 году сообщались сведения о народных училищах Красноуфимского уезда, кроме казенных и церковных. Таких училищ в уезде было 13, и в них «учащихся обоего пола 560 человек». За 1870 год в уезде открыто 5 училищ. Принято решение: открыть еще хотя бы 6 училищ в наиболее многолюдных местностях. «Предоставить Управе на средства, ассигнованные на новые школы, открывать их там, где сами общества осознают пользу грамотности и заявляют желание иметь училища».
Если училища открывались на средства правительства или совместно с земством, то это делалось по распоряжению Министерства народного просвещения; а если на пособия от земства, общества и частных лиц, тогда просто с его разрешения. Поступали они в распоряжение попечителей учебных округов.
Реальное училище
В чем отличие реального училища от гимназии? Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Большое внимание в них уделялось изучению латинского языка. Многие ученые в 16-17-м веках настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ, в которых на первом месте стояли математика и естествознание.
С введением учебных округов в России царь Александр I в 1803 году приказал «... в каждом губернском городе открыть гимназию». По Уставу 1804 года целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Были открыты в России 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Гимназии были бесплатными и всесословными. В них были запрещены телесные и нравственные наказания. Урок длился 75 минут. М.М. Сперанский ввел в гимназиях экзамены на чины.
Устав 1804 года неоднократно дополнялся и изменялся. Была введена форма для учащихся. В 1837 году установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии, когда выдавался аттестат. В 1864 году введена пятибалльная система, успехи, поведение и прилежание учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Получившие на экзаменах баллы 4 и 5 награждались книгами и почетными грамотами. 21 марта 1849 года в России была проведена очередная реформа, и курс обучения стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделения. Первое готовило для чиновничьей службы, второе – для поступления в высшие учебные заведения.
В 1864 году был введен новый Устав, отражающий потребности общества. Гимназии стали делиться на классические и реальные. Окончившие классическую гимназию принимались в университеты без экзаменов, а после реальной могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический или медицинский факультеты университетов. Телесные наказания были отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ в России. В 1871 году был издан Устав гимназий и прогимназий (действовал с некоторыми изменениями до 1917 года), а в 1872 году – Устав реальных училищ. Это было своего рода звено средней школы с 6-7 летним сроком обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т.е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. В программе реальных училищ отсутствовали древние языки, но были значительно шире, чем в классических гимназиях, курсы математики, физики и естествознания. Преподавались два «новых» иностранных языка. Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объеме, как и в классических гимназиях. Но, тем не менее, выпускники реальных училищ (кроме общеобразовательного отделения) могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.