Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В 90-х годах 19 века в Московском и Петербургском комитетах грамотности, в журналах и газетах, а затем и в губернских и уездных земских собраниях широко обсуждался вопрос о введении всеобщего начального обучения для детей 8-12 лет. На основании сведений, собранных со всей России, говорилось, что «в народе возбуждено сильное стремление к образованию. Государь Император изволил признать вопрос о народном образовании – вопросом чрезвычайной важности». В докладе директора народных училищ Пермской губернии от 1 мая 1895 г. говорится: «Уездные земства Пермской губернии идут впереди других земств в деле народного образования и заслуженно пользуются репутацией передовых, затрачивая надело народного образования 19% своего бюджета, тогда как средняя цифра по другим губерниям 15%».
Директор предложил Красноуфимской земской управе взять на себя труд совместно с уездным училищным советом разработать вопрос о всеобщем начальном обучении в уезде и представить свои соображения очередному земскому собранию.
26-е уездное земское собрание, рассмотрев доклад земской управы о всеобщем обучении, поручило ей выработать при содействии инспектора народных училищ Красноуфимского уезда подробный план. Кроме того, Пермское губернское земское собрание, рассмотрев этот вопрос на 26-й очередной сессии, поручило губернской управе просить уездные управы заняться:
а) детальной разработкой вопроса о всеобщем начальном обучении по программе, выработанной губернской управой;
б) разработкой вопроса об изыскании из источников уездного земства средств к осуществлению идеи всеобщего начального обучения.
Независимо от этого губернское собрание постановило: ходатайствовать перед министром внутренних дел о разрешении губернскому земству отчислить из сумм губернского дорожного капитала 110 тысяч рублей для составления общего специального фонда для выдачи уездным земствам, волостным и сельским обществам беспроцентных ссуд и безвозвратных пособий на постройку школьных зданий и помещений для библиотек.
Директор народных училищ губернии (с 1874 г.) избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, утверждается в должности министром народного просвещения.
Обязанности: заведование учебной частью всех народных училищ в губернии (личный осмотр и руководство деятельностью двух подконтрольных ему инспекторов); управление делами губернского училищного совета- проводит заседания, предварительно рассматривает отчеты уездных училищных советов и выносит по ним заключения, составляет на основании их и личных осмотров общий очерк состояния народных училищ губернии, который обсуждается и утверждается на заседании совета, составляется справка для попечителя учебного округа; может увольнять преподавателей.
Права: содержание-2500 руб. в год (в т.ч. 1000 рублей – жалованье, 800 рублей – наем квартиры и канцелярские расходы, 700 рублей – разъезды.
V класс по должности (статский советник – право личного дворянства), V разряд по шитью на мундире, право на пенсию по положению для учебной службы и права по чинопроизводству, предоставленные директорам гимназий ведомства Министерства народного просвещения.
Инспектор народных училищ (должность существует с 1869 г.) избирается директором народных училищ губернии из лиц, имеющих высшее образование, известных педагогическим опытом и доброжелательностью, утверждается в должности попечителем учебного округа.
Обязанности: контроль за состоянием учебно-воспитательной работы во всех народных училищах уезда; заведование делопроизводством уездного училищного совета; составление годового отчета по каждому из вверенных ему уездов о состоянии всех народных училищ города и уезда (начальные народные училища освобождаются от всякого рода срочных донесений, ведомостей. Необходимые сведения собираются членами училищного совета при осмотре (ст. 15) их инспектором); подбор кадров и увольнение.