Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Документов, раскрывающих, каким образом осуществлялось управление образованием в России до 1782 г., найти не удалось. Вероятно, через губернаторов и штатных смотрителей народных училищ. "Малые народные училища" существовали в губернских и уездных городах, но их было немного. В 1782 г. была создана "Комиссия об учреждении народных училищ", которая в 1786 г. приняла "Устав малых училищ", открывший доступ в них девочкам. В 1802 г. эта "Комиссия" стала частью министерства народного просвещения (МНП), созданного по приказу Александра I. Называться "Комиссия" стала "Главное управление училищ".
В том же 1802 г. были учреждены учебные округа, во главе которых стояли "Попечители", назначаемые МНП. В каждый учебный округ входило несколько губерний. Губернатор через штатных смотрителей и лично осуществлял общее наблюдение за ходом и направленностью первоначального обучения в губернии. Ежегодно он отчитывался перед попечителем своего учебного округа.
"Малые народные училища" в 1803 г. переименовали в "Приходские" (одно на 1-2 прихода), усилив контролирующую роль духовенства.
С принятием в 1828-1874 годах новых нормативных документов, регламентирующих деятельность народных училищ, изменилась и структура управления. Кроме должности штатного смотрителя с 1869 г. в каждой губернии появился "Инспектор народных училищ". По "Положению о земских учреждениях" от 25 мая 1874 г. в каждой губернии была введена должность "Директор народных училищ губернии", он утверждался в должности МНП. "Директор" имел право подбирать в помощь себе инспектора в каждом уезде (в зависимости от количества начальных училищ), которых утверждал в должности "Попечитель" учебного округа.
С 1864 г. в губерниях создаются "губернские училищные советы", находящиеся в ведении МНП и наделенные достаточно широкими полномочиями. С этого же времени существовали и "уездные училищные советы", подконтрольные "губернскому". За губернатором осталось право осуществлять общее руководство и сообщать свои замечания в министерство народного просвещения.
История народного образования в России уходит в глубокую древность. Судя по количеству найденных берестяных грамот, можно предположить, что грамотность в 11-м веке была распространена среди разных слоев населения Киевской Руси. При церквях и монастырях были школы грамоты, а при дворе князя и в Киево-Печерском монастыре – школы повышенного типа. После освобождения от татаро-монгольского ига и в связи с развитием книгопечатания в области образования начался подъем.
Иван Федоров (Москвитин) в 1564 г. в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустили первую русскую датированную печатную книгу «Апостол», в 1574 г. во Львове – первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола», в 1580-81гг. в Остроге – первую полную славянскую «Библию».
В 70-х годах 17 в. Симеон Полоцкий открыл школу повышенной степени для чиновников царской канцелярии. В 1687 г. по его инициативе основана славяно-греко-латинская академия, выпускники её становились священниками, государственными служащими, преподавателями. В 18-м веке Академия стала крупным центром российской науки и культуры.
Пытался поставить на ноги науку и культуру Петр I. В 1701 г. в немецкой слободе была открыта гимназия. Как отмечалось в Указе, в ней могли учиться все желающие. В том же году были основаны Навигацкая и Пушкарская школы, в 1707 г. при военном госпитале – Медицинская школа. С 1710 г. учебники стали печатать гражданским шрифтом, славянский использовался лишь в богослужебных книгах, введены арабские цифры. В 1712 г. открыт Инженерный корпус, в 1715 – Морская Академия. В 1724 г. в Петербурге учреждена
Академия наук с университетом и гимназией при ней. Дочери дворян могли получать образование в частных пансионах и институтах для благородных девиц. Открывались цифирные школы для всех сословий. Но после смерти Петра большого развития они не получили. Основная масса простого народа была неграмотна. На Урале при заводах существовали горнозаводские школы.
Велика роль М.В. Ломоносова в деле развития просвещения. По его инициативе в 1755 г. в Москве открыт Университет и при нем две гимназии: одна для дворян, другая – для разночинцев. Снова стали появляться школы для детей мещан, солдат, матросов, а также различные ремесленные школы.