Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

НольтейнЕгор Егорович (1854-1934 гг.) – специалист-паровозник, конструктор паровозов серии М (1902 г.), преподаватель Московского инженерного училища с 1896 по 1905 г.; в советский период первый заведующий локомотивной кафедрой в Мите.

Локомотивные кафедры МИИТа и МЭМИИТа

Научное проектирование паровозов (1896-1930 гг.) Школа основана с пер­вых лет существования Московского инженерного училища известным в стране специалистом-паровозником Егором Егоровичем Нольтейном. Профессор Е. Е. Нольтейн (1854-1934) преподавал здесь с 1896 по 1905 г. и может считаться первым заведующим локомотивной кафедрой в МИИТе. Им было положено начало важной тради­ции в работе кафедры - активное и непосредственное участие преподава­телей в создании новых локомотивов на научной основе. Так, в 1896 г. Е. Е. Нольтейн разработал техническое за­дание на проект мощного сочлененно­го паровоза. А в 1902 г. на Коломенс­ком заводе по его проекту был оснащен пароперегревателем пассажирский локомотив. Это был первый в России паровоз, работавший не на насыщен­ном, а на перегретом паре. Впоследст­вии по этому пути, обеспечившему по­вышение экономичности паровозов, стало развиваться отечественное паро­возостроение.

Редакция предлагает читателям статью ВАЛЕРИЯ ГАНЬКИНА об одном из создателей Московско-Казанской железной дороги НИКОЛАЕ фон МЕККЕ, кроме прочего, пригласившем архитектора Щусева, по проекту которо­го было построено здание Красноуфимского вокзала.

Автор несколько лет собирал материал, который пуб­ликуется впервые.

В период великих реформ 60-х годов XIX века Россия пере­жила несколько железнодо­рожных бумов, в результате ко­торых её территория покрылась за короткий срок обширной сетью железных дорог. Строительство шло за счет казны и на частные сред­ства. Но затем железнодорож­ное дело полностью переходит в руки небольшой группы ту­зов-миллионеров, олигархов того времени. Среди них осо­бо выделяется династия фон Мекков.

Фон Мекки были из лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце XVI века. Из­вестность этой семье принес Карл Федорович (Карл Оттон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876 гг.). Это был немногословный, загадочный чело­век, скромный инженер, сумев­ший стать железнодорожным королем. С.С. Витте так характеризовал эту личность: «... эти железнодорожные короли заняли такое солидное поло­жение в значительной степе­ни благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в зна­чительной степени пройдоше­ству». Фон Мекк, инженер пу­тей сообщения, был настоя­щий немец, он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно.

Из четырех сыновей Карла Федоровича наиболее талант­ливым был Николай (1863-1929 гг.). А семья была боль­шая: мать - Надежда Филаре­товна - родила 11 детей, выжило 9.

После внезапной смерти отца, имея юридическое обра­зование, Николай Карлович связывает свою судьбу с же­лезнодорожным делом. Чтобы восполнить недостаток инже­нерных знаний, начал он с азов - был кочегаром на паровозе, затем машинистом, после кон­дуктором службы движения, стрелочником, дежурным по станции, таксировщиком, ра­ботал в депо на путях. В 1891 году в 27 лет Н.К. фон Мекк был избран председателем правле­ния Московско-Казанской же­лезной дороги. Эта частная железная дорога связана и с нашим краем: она проложила стальную магистраль от Волги до Урала по кратчайшему пути от Казани до Екатеринбурга, и произошло это в 1914-1918 го­дах.