Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
НольтейнЕгор Егорович (1854-1934 гг.) – специалист-паровозник, конструктор паровозов серии М (1902 г.), преподаватель Московского инженерного училища с 1896 по 1905 г.; в советский период первый заведующий локомотивной кафедрой в Мите.
Локомотивные кафедры МИИТа и МЭМИИТа
Научное проектирование паровозов (1896-1930 гг.) Школа основана с первых лет существования Московского инженерного училища известным в стране специалистом-паровозником Егором Егоровичем Нольтейном. Профессор Е. Е. Нольтейн (1854-1934) преподавал здесь с 1896 по 1905 г. и может считаться первым заведующим локомотивной кафедрой в МИИТе. Им было положено начало важной традиции в работе кафедры - активное и непосредственное участие преподавателей в создании новых локомотивов на научной основе. Так, в 1896 г. Е. Е. Нольтейн разработал техническое задание на проект мощного сочлененного паровоза. А в 1902 г. на Коломенском заводе по его проекту был оснащен пароперегревателем пассажирский локомотив. Это был первый в России паровоз, работавший не на насыщенном, а на перегретом паре. Впоследствии по этому пути, обеспечившему повышение экономичности паровозов, стало развиваться отечественное паровозостроение.
Редакция предлагает читателям статью ВАЛЕРИЯ ГАНЬКИНА об одном из создателей Московско-Казанской железной дороги НИКОЛАЕ фон МЕККЕ, кроме прочего, пригласившем архитектора Щусева, по проекту которого было построено здание Красноуфимского вокзала.
Автор несколько лет собирал материал, который публикуется впервые.
В период великих реформ 60-х годов XIX века Россия пережила несколько железнодорожных бумов, в результате которых её территория покрылась за короткий срок обширной сетью железных дорог. Строительство шло за счет казны и на частные средства. Но затем железнодорожное дело полностью переходит в руки небольшой группы тузов-миллионеров, олигархов того времени. Среди них особо выделяется династия фон Мекков.
Фон Мекки были из лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце XVI века. Известность этой семье принес Карл Федорович (Карл Оттон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876 гг.). Это был немногословный, загадочный человек, скромный инженер, сумевший стать железнодорожным королем. С.С. Витте так характеризовал эту личность: «... эти железнодорожные короли заняли такое солидное положение в значительной степени благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в значительной степени пройдошеству». Фон Мекк, инженер путей сообщения, был настоящий немец, он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно.
Из четырех сыновей Карла Федоровича наиболее талантливым был Николай (1863-1929 гг.). А семья была большая: мать - Надежда Филаретовна - родила 11 детей, выжило 9.
После внезапной смерти отца, имея юридическое образование, Николай Карлович связывает свою судьбу с железнодорожным делом. Чтобы восполнить недостаток инженерных знаний, начал он с азов - был кочегаром на паровозе, затем машинистом, после кондуктором службы движения, стрелочником, дежурным по станции, таксировщиком, работал в депо на путях. В 1891 году в 27 лет Н.К. фон Мекк был избран председателем правления Московско-Казанской железной дороги. Эта частная железная дорога связана и с нашим краем: она проложила стальную магистраль от Волги до Урала по кратчайшему пути от Казани до Екатеринбурга, и произошло это в 1914-1918 годах.