Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Верным служителем народа был Матвей Иванович Мизеров, уроженец бывшего Красноуфимского уезда. По окончании в 1879 году медицинского факультета Казанского университета ему был открыт путь в науку, его приглашали занять место ординатора в одной из университетских клиник. Но он решил трудом своим расплатиться с народом, за счет которого учился.
Местом своей лечебной деятельности он избрал город Красноуфимск. Здесь начал трудный путь земского врача. Современному читателю трудно себе представить уездную земскую больницу на 12—15 коек да еще в частном доме, при одном-двух врачах. А тогда это было обычным явлением.
М. И. Мизеров был не только прекрасным врачом, любившим народ, но и организатором борьбы за народное здоровье. Местное земство мало беспокоилось о здоровье простого человека, наоборот, старалось сэкономить и те малые средства, что отпускались на развитие медицины. Вначале в уезд было приглашено 2 врача, которые должны были периодически объезжать фельдшерские пункты в уезде и принимать там больных.
Благодаря энергичности и настойчивости Матвея Ивановича, в уезде появилась более прогрессивная система медицинского обслуживания — стационарная. Было образовано шесть врачебных участков. Врачи вели оседлый образ жизни, в тех селах, где они жили, били приемные покои, то есть больнички на 5 — 6 коек.
В те времена эпидемии тифа, холеры, скарлатины, оспы были постоянными «гостями» в уезде. М. И. Мизеров много сделал для борьбы с ними и, в частности, с оспой. Для того, чтобы получить прививочный материал, он построил так называемый оспенный телятник. В нем содержались телята, которых заражали коровьей оспой и от них брали материал для приготовления оспенной вакцины.
Из цикла «Детство» Казанбургской»
В годы гражданской войны Казанбургская железная дорога оказалась в зоне боевых действий. Те не менее работы из-за ее стратегического значения и возможности эксплуатации продолжались: «Мы тянули дорогу со сторону Сарапула, а белогвардейцы – от Дружинино. Ими проложено 200 верст до ст. Чад», - это выдержка из документов той поры. Или еще: «В 1918-19 гг. сделана укладка железнодорожного полотна без балласта до ст. Дружинино – 176 верст.». Частичная эксплуатация линии Казань-Екатеринбург стала возможна после обустройства протяженной скалистой выемки с северной стороны тоннеля. После этого стало возможным и открытие сквозного движения от ст. Красноуфимск до Екатеринбурга. В № 7-ом газеты «Пермская земская неделя» от 10 (23) марта 1919 года есть заметка об этом памятном событии: «Главным начальником края от управляющего Красноуфимским уездом г. Нефедьеваполучена следующая телеграмма: «14 марта военные и гражданские чины, земское и городское самоуправление, представители торговопромышленников, крестьян и духовенство во главе крестного хода со святыми хоругвями встретили первый поезд, прибывший в Красноуфимск. Таким образом, еще один город Пермской губернии присоединился к общероссийской железнодорожной сети».
Известно, что Красноуфимск был освобожден 4 июля 1919 года частями 28-й стрелковой дивизии 2-й армии и 5-й дивизией 5-й армии Восточного фронта.
Казанбургская дорога была значительно разрушена – частично разобраны пути (например, на участке Дружинино-Екатеринбург были демонтированы рельсы), сожжены деревянные мосты (через Стреж и Танып, Пут), но это были мелочи. Главные работы предстояли на Сарапульском мосту через Каму – там красными при отступлении был взорван 3-й пролет. Он был восстановлен силами Запасной армии во исполнение специального Постановления СНК от 23.02.1920 года раньше срока на месяц – 20 марта.
Это позволило открыть сквозное движение от Москвы до Екатеринбурга, куда первый поезд прибыл 1 июля 1920 года. Надо полагать, что через ст. Красноуфимск он прошел 30 июня. По крайней мере, автор пока не располагает документами, отразившими это событие. Так или иначе, это было большим событием – в двух номерах «Уральского рабочего» за 1 и 3 июля было опубликовано несколько восторженных статей, в них пишется: «Новая дорога идет практически параллельно Московскому тракту. Но на целых 500 верст сокращается путь по ней от Екатеринбурга до Москвы. Линия будет одной из важнейших артерий Советской России».
Был еще третий «первый» поезд – грузовой № 801 – его провел в том же 19-ом году машинист паровозного депо ст. Красноуфимск Н. И. Зотов, - об этом писали Н. Ф. Ведиянцев и Г. А. Кондрашов (газета «Вперед» № 127 от 9.08.1988)
19.11.205
В. Ганькин